Зимние каникулы в предгорьях Саян. Аршан и немного Байкала

Сб Янв 08, 2022 16:35

Эту поездку мы придумали еще на прошлый Новый год. Но из-за всех этих ковидных ограничений не поехали. Так что решили наверстывать сейчас. Честно говоря, я уже забыла, почему мы решили ехать именно сюда. Хотели горячие источники, но они много где есть. Наверное, это мое подсознательное желание увидеть Байкал :in_love:
Почти половину каникул мы провели в поезде - полтора суток туда, полтора суток обратно. Но это была часть плана - слушать чух-чухи, смотреть на заснеженный лес, есть вафельные трубочки в Иланской. Ну, и, конечно, никто не сфотографировал поезд :eek: Что-то я всю поездку, как из анекдота "Зачем ему книга? У него уже есть одна". Вот, и я так - зачем мне фотографировать поезд, вокзал Слюдянки или Иркутска - у меня уже есть :oops:
Приехали мы рано утром в Слюдянку и сразу пошли на берег Байкала. Там всегда хорошо. Многие пишут, что Слюдянка - не Байкал. Ой, не знаю. Все равно Байкал, все равно накрывает этим чувством, что дышу первый раз за многие месяцы. Дышу и не могу надышаться - воздух полон воды.

Байкал еще не замерз, только по заливам начинаются забереги. Но вода уже густая, тяжелая, на волнах качаются круги блинчатого льда, а о парапеты с тяжелым шуршанием рассыпается шуга.

Я первый раз попала на этот момент ледостава. Теоретически, я конечно знала, как это происходит, и много раз видела на фотографиях. Но живьем очень впечатляет.

А на берегу нашествие ледяных медузоидов :haha:

И улиточек

А еще увидели необычное явление. В береговом льду отверстие и через него, как гейзер, пробиваются вверх волны.

Погуляли по берегу, полюбовались началом Байкальского льда.

Вот, еще была птичка оляпка. Помните, у Бианки было про водяного воробья. Я с детства хотела ее увидеть. На деле "воробей" оказался размером с хорошую такую перепелку :haha: Телевик я с собой не брала, потому что не планировала фотографировать птиц, но внутренний бердвочер не дремлет. Так что фотография только такая себе.

Нагулялись, пошли есть - съели чудесную уху из Байкальской рыбы :in_love: и уже пора ехать в сторону гор.

Аршан - это курорт на минеральных источниках. Находится прямо у подножья Восточного Саяна. Сюда спускаются, когда ходят в поход к Шумакским источникам.

Меня тут интересовала речка Кынгарга. Я мечтала о ее заледеневшем русле, но, неожиданно, она оказалась с открытой водой. Тоже хорошо.

Вода парит, все вокруг обмерзшее.

С этими обмерзшими деревьями забавно получилось. Сережа говорит "Какой куржак красивый!" Нет, я, конечно, знаю это слово, но в активном лексиконе у меня его нет, хотя обычно я такие словечки люблю. А Сережа, вон, знает. Говорит, что они на родном русском проходили. И это не тоже самое, что иней или изморозь.

Народу в Аршане просто толпа :eek: Настолько много, что я концу просто мечтала куда-то спрятаться от толпы! Я не очень понимаю, кто все эти люди и зачем они сюда приехали. Ну, не похожи они на тех, кто приехал по горам ходить и любоваться куржаком на ветках. Да и на тех, кто приехал лечиться на воды, тоже не очень похожи - вряд ли водолечение хорошо сочетается с бесконечным пивом. Блин, народу настолько много, что в немногочисленных работающих кафе стоит очередь, чтобы просто занять столик :eek: Вот вам и тихий деревенский отдых!

Пока солнце не село, пошли мы смотреть дацан. Их в Аршане два - один ближе к горам, к нему мы и пошли. А второй, в середине деревни, до него мы дошли в последний вечер, но внутрь не попали. А тот, который в горах хорошо смотрится, конечно. И сама буддистская архитектура мне нравится - все такое яркое, а фон вообще прекрасный!

Деню все это неожиданно заинтересовало - обошел все имеющиеся ступы, крутил барабаны, еще и мантру читал.
На этом солнце село и осталось только есть. Хотя, можно еще с горки кататься. В Аршане есть даже свой маленький ледяной городок. Сережа сказал, что на городок слишком мало, так, ледяная деревня :haha:

На следующее утро мы отправились к главной местной достопримечательности - водопадам на Кынгарге. Мне очень хотелось увидеть замерзший водопад, но, как оказалось, замерз он только частично.
К водопадам ведет хорошая оборудованная тропа, где надо перила, где надо - лестницы.

В начале тропы как раз те самые целебные источники. Есть вот такие с кранами. Из каждого крана течет вода разной температуры и, похоже, несколько разного состава. Я такое не пью - на мой взгляд, вся она по вкусу как из ржавой трубы :oops: Дети побаловались и пошли дальше.

Еще есть вот такой источник со скульптурой. Обещает долголетие и всяческое здоровье. Но за долголетием стоит такая очередь, что мы не стали даже пытаться - пошли дальше.

Тропа идет по верху каньона, больше в лесу, но иногда открываются красивые виды на реку и скалы.

Хотя, мне больше всего тут нравятся все те же фактуры снега и куржак на ветках. В реку впадают теплые источники и парит она очень сильно.

К водопаду спускаемся по крутой лестнице и выходим в каньон.

Сам водопад меня, прямо-таки, разочаровал. Во-первых, он, предательски, отказался замерзать. Есть только отдельные сосульки. Но они тоже хороши, ничего не скажешь.

А, во-вторых, все скалы исписаны именами идиотов :mad: Говорю же, слишком хорошая тропа :eek: На предыдущей фотографии я в фотошопе "отчистила" скалу. А вот так это выглядит без обработки - живого места нет :-(

Раз по сторонам смотреть не интересно, остается смотреть под ноги на лед и снег.

Сверху над водопадом беседочка, в ней крутятся синички и поползни. Что-то мы не додумались взять семечек, а кто взял - кормили птичек с рук :in_love:

Потом еще погуляли нижней тропой, которая идет внутри каньона вдоль реки. Когда река полностью замерзнет, можно будет по ней к водопаду идти, а пока только скакать с берега на берег. Каньон красивый - крутые борта, полоски сланца, местами выходы светлого мрамора.

И еще много красивого молодого льда

Уже почти спустившись в деревню, мы решили, что еще не нагулялись. Вон тропа, идет куда-то на смотровую, беседочка должна быть наверху. Обещают всего-то 400 м, чтоб не сходить? Ну, и пошли. А потом тропа дальше пошла, и еще дальше. И пришла она к ручью "Девичьи слезки". Кто-то сказал, что это водопад, но скорее, все-таки ручей. Очень милый и заснеженный.

И снова обмерзшие деревья

И ледяные цветы

А чуть ниже - болотце, в котором отражаются горы.

Ну, все, пора все-таки возвращаться в цивилизацию - нельзя же столько времени не есть. Но по дороге еще встречаем "трехсотлетнюю лиственницу", и правда, впечатляющих размеров. Чтобы обхватить ее, надо два ребенка и одного человека.

Есть еще одна достопримечательность - холм Будды, прямо как в Таиланде, только снег лежит :haha:

Вот, еще полюбуйтесь рядами барабанов, раз уж мне так нравится их фотографировать.

Теперь на вечер только расслабленные планы - вкусная еда, покупка сувениров, неторопливый путь до дома, а вечером - баня. И закат, конечно, тоже был. А еще звездное небо, которого я с нашей пасмурной погодой не видела уже очень давно.

Баня тоже хороша. Парились, а потом снегом обтирались. Деня, дай ему волю, вообще бы в сугробе "парился" вместо бани :haha: Релакснули так, что я до кровати еле доползла.
А на следующий день у нас было еще одно мероприятие, которое должно быть релаксирующим, но по факту, слегка экстрим. Поехали мы в поселок Жемчуг купаться в горячих источниках. Здесь есть и оборудованные ванны в помещении и, судя по вывескам, всякие лечебные процедуры. Но нам хотелось именно в открытый бассейн на улице.

Погода, конечно, для купания самая подходящая - на градуснике -22. Причем, это в Жемчуге. В Аршане, который повыше в горы, почему-то теплее. Там вообще всегда была просто идеальная погода. Градусник все время писал -17, но я ему даже как-то не верю - солнце, нет ветра и кажется, что прямо очень тепло :in_love: А вот на источниках уже не очень.
Сам бассейн, действительно, под открытым небом. Есть теплые переодевалки, но потом-то надо голым добежать. И, главное, обратно выбежать :haha: В воде тепло и хорошо, но нос мерзнет.

Все равно поплескались. Такое странное ощущение, когда внутри тепло, а на волосах сосульки растут.

Потом выскакивать холодно, но совсем не долго - раз, и в теплом помещении пьешь горячий чай с травами :in_love: Но второй раз никто уже купаться не захотел :haha:
Больше мы в этот день ничего особо интересного не делали. Вернулись в Аршан, снова поели, покатались на одной горке, потом, уже в темноте - на другой. Вот и день кончился.
Поэтому тут я покажу фотки не с вечера, а наоборот, с этого утра, которое почему-то пропустила.
В Аршане все просыпаются очень поздно. Поэтому, когда мы где-то в полдесятого пошли встречать рассвет, была такая тишина и пустота, как-будто это летний рассвет в пять утра :haha:

Рассвет над рекой хорош

А фактуры снега - еще лучше

Вот и все, на следующий день с утра пораньше поехали в Иркутск. Можно было уезжать, так же как приехали, из Слюдянки, но дети очень хотели в Нерпинарий. Так что пришлось запланировать такой крюк.
В Нерпинарий в Иркутске мы ни разу не попадали (были в Листвянке) - у него какой-то странный график работы. А тут сложилось. Ну, что я могу сказать, представление все тоже, что и в Листвянке лет десять назад. Поэтому, мне было скучно. Но нерпа, конечно, очаровательна :in_love: Ну, как можно не залюбоваться на этих милых толстячков!

Потом еще по городу погуляли, но как-то просто, бесцельно.

Вот и все, вечером поезд домой.

Написано: Aysa  Благодарностей: 2
>> Другие записи в категориях: Путешествия, Открываем Россию вместе, Дети смотрят мир, Байкал

Смотрительница маяка
Влюблённая в Крым 2021

На сайте с 06.06.07
В дневниках: 20646
Откуда: Иваново

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 16:47

Какая снежная красота :in_love: Куржак - я не знала это слово :oops:
Купание в открытом источнике в мороз незабываемо. Но мы-то просто в бассейне купались в том году в Ижевске, и рядом был ТЦ, а не горы. Нерпы мииилые :give_heart:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора
galala

На сайте с 27.08.07
Откуда: в полете

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 16:48

Красота какая!
Я на Аршане только летом была и недолго, как-то раз мы случайно заехали.
Надо еще разок съездить.

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 17:13

Смотрительница маяка
Да, горячие источники зимой - это прямо чудо :in_love: я до этого два раза в других местах на Байкале так купалась, поэтому хотела детям показать :-)

galala
Я до этого в Аршане была очень давно проездом и, да, летом. Поэтому было интересно посмотреть, как там зимой.
Марина Ю.

На сайте с 04.12.05
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 19:12

Отличный маршрут, хотелось бы повторить.
Я знала про куржак, но, конечно, не в активном словаре он у меня был.
Надо всегда брать с собой в походы семечек, однако. Так здорово кормить птичек с руки.

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 19:38

Марина Ю.
:give_heart:

Инна
Да, по крайней мере, там, где людей много, стоит брать запас семечек - наверняка встретятся прикормленные птички :-)
Paulinka

На сайте с 25.09.08

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 20:49

Ооо, ну Аршан - это ж излюбленное место иркутян. Какие горы?! пиво, шашлык, позы, чебуреки )))
Ar

На сайте с 08.12.05
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 21:36

Прекрасные ваши путешествия!
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2022 21:38

Paulinka
Шашлык не встречала, а вот позы с чебуреками прекрасные :in_love: