Нужна ли мальчику кукла?

Сб Янв 09, 2010 15:19

Куклы мальчикам, куклы девочкам
1 Декабрь, 2009 - 16:29

Игра в куклы – самая продолжительная игра в жизни человека: она начинается в глубоком детстве и заканчивается только в подростковом возрасте (а иногда сохраняется и до старости, превращаясь в коллекционирование или лицедейство).

Чему учат куклы
Кукла – это игрушка, с которой играют «в жизнь». Она учит воспроизводить стереотипы женского поведения: уход за ребенком, его кормление, укладывание спать и другие действия, которые в обычной жизни направлены на самого малыша. В играх с куклами отрабатываются и нравственные модели поведения: куклы вежливо знакомятся друг с другом или дерутся, куклу может быть жалко, она может плохо себя вести и т.п.
К тому же игра в куклы - сильнейшее средство психологической поддержки для детей. Вместе с куклой малыш проживает свои радости и горести, ссоры и обиды, проигрывает ситуации и меняет их финал на позитивный. Это позволяет ему избавиться от тревожности и обрести душевное равновение.
Когда какие куклы покупать ребенку?
В возрасте до года ребенок еще не умеет играть в куклы, поэтому лучшей «куклой» для него становятся родители. Участие взрослых в детских играх – обязательно, ведь играть просто так, без помощи родителей, малыш не научится.
В год уже можно купить малышу первого простенького пупса. Но до двух лет дети кукол не выделяют среди прочих игрушек. Ее бросают, держат то за волосы, то за ногу.
В 3-4 года ребенок уже начинает осознавать, что кукла – игрушка особая. Девочка с особым увлечением пеленает и купает своих «детей» (пупсов) или наряжает больших кукол-красавиц.
К 5-ти годам ребенок начинает себя идентифицировать с куклой, мечтать о ней, любить некоторых кукол больше, чем других. Старший дошкольный возраст с его более сложными ролевыми играми требует уже усовершенствованных кукол. Ролевые игры в дочки-матери играются с особым увлечением. Подойдут «сложные», много умеющие пупсы: их кормят, поят, меняют им памперсы, усаживают на горшок и т.п. Постарайтесь только, чтобы кукла с такими почти детскими функциями все же не была напичкана электроникой, не напоминала требовательного питомца-тамагочи или настоящего ребенка, реагирующего на каждое движение своей маленькой «мамы». Иначе и до невроза недалеко.
Может ли мальчик играть в куклы?
Не просто может, очень желательно, чтобы он играл в них, не встречая негативной реакции родителей. К сожалению, заинтересовавшись «девчачьей игрушкой», кроха мужского пола очень быстро смекнет, что взрослым это не очень нравится – и полностью переключится на пистолеты, машинки и конструкторы. Меж тем, куклы нужны и мальчикам, и девочкам буквально с младенчества. Сначала – неваляшки и матрешки, потом пупсы, о которых нужно заботиться, попутно осваивая навыки одевания, вырабатывая ритуалы кормления и укладывания спать. Мальчики чуть старше года проявляют такой же интерес к куклам, как и к их «транспортным средствам» - коляскам. Затем, в 2-3 года, наступает эра сюжетных игр, и в коробке с игрушками должны оказаться небольшие куколки, желательно – семья. Хорошо, если они подвижны и разнополы. В 4-5 лет приходит черед ролевых кукол – солдатиков, пожарных и т.п. Желательно, чтобы куклы мальчиков и выглядели как мальчики, и были внешне близки ему по возрасту. Ведь кукла – это друг и некий выразитель нужд ребенка, с помощью которого он учится общаться, понимать себя и других.
В отличие от девочек, мальчикам не нужен большой набор утвари и аксессуаров для кукол. Минимальный набор посуды и мебели мальчику будет куда интереснее разнообразить с помощью конструкторов или кубиков.
Можно ли обойтись без покупных кукол?
Традиционные самодельные игрушки делаются из максимально естественных материалов - дерева, шерсти, соломы, натуральных тканей. Они оставляют ребенку больше простора для воображения: простой лоскуток превращается в его фантазии в роскошное платье, а стилизованно «намеченное» точками лицо или полное отсутствие черт помогают представить куклу и в виде красотки-принцессы, и в виде мужественного рыцаря. Некоторые педагоги (например, сторонники вальдорфской методики) полагают, что такие простые игрушки максимально соответствуют природе ребенка и приносят ему наибольшую пользу. Но все же полностью лишать малыша стандартных покупных кукол не стоит, ведь он живет в социуме, среди других детей. На фоне обладателей Барби хозяин самоделок будет чувствовать себя неловко.
Полезны ли для детей всякие монстры?
Считается, что в играх с человекообразными монстрами дети справляются с естественными страхами. Также «страшилища», традиционно выполняющие функции отрицательных героев, помогают выплеснуть малышу естественную агрессию и накопленный негатив. Но иногда фантазия производителей зашкаливает, и появляются такие чудища, на которые и родителям смотреть-то страшно. Любая кукла (от пупса до солдатика и человекообразного зомби) – это образ человека. Малыш поневоле отождествляет себя со своей игрушкой, создает собственные представления о мире людей. Картина реального мира может пошатнуться, если малыш пытается населить его людьми-пауками или супергероями-летучими мышами.
Впрочем, вредными для психики ребенка могут оказаться не только инопланетяне, вампиры и другие монстры, но и обычные, на первый взгляд безобидные пупсы с ненужными анатомическими подробностями или куклы с нарушенными пропорциями тела. Надо еще учитывать и возраст игрока: кукла, которая хороша для любознательного школьника (например, «беременная кукла» с разборным животом и ребенком внутри) может нанести психологическую травму ребенку помладше. А вообще, о том, хорошая или плохая кукла, говорит иногда выражение ее глаз. У хорошей детской игрушки глаза не могут быть злыми.
Полезна или вредна Барби?
Одни психологи считают, что играя с красоткой и модницей, девочки учатся ухаживать за собой. Другие: пропорции у куклы – нереальные, «нечеловеческие», ни одной девочке таких никогда не достичь. В результате появляются комплекс неполноценности и проблемы с питанием у девочек-подростков. В Англии, например, стали потихоньку приближать куклы, аналогичные Барби, к внешности упитанной девочки-подростка. В Израиле и вовсе Барби запретили и заменили на более реально выглядящих кукол. Кстати, там же игры детей регламентируются чуть ли не законодательно, во всяком случае, право мальчишек играть в куклы превратилось с недавних пор в обязательный элемент воспитания и обучения.
Какая кукла безопасна для ребенка?
Игрушки оцениваются с точки зрения экологической чистоты, педагогического аспекта и психологии. Купленная кукла не может плохо пахнуть, с нее не должна слезать краска, она должна быть изготовлена из качественных материалов. Психологический аспект предполагает, что эмоции, вызываемые куклами, должны быть позитивными. С точки зрения педагогики, важно, чему кукла научит и какие качества разовьет в малыше. Эстетический момент тоже существенен, игрушка должна соответствовать определенному идеалу красоты. Кроме того, каждая игрушка – и кукла не исключение – должна соответствовать возрасту ребенка.
Обращайте внимание на следующие моменты:
- кукла должна быть прочной, ее должно быть непросто сломать;
- у нее не должно быть мелких деталей и длинных шнурков в одежде;
- краска должна быть нетоксичная и очень прочная;
- важно, чтобы куклу можно было мыть или регулярно стирать в машинке, ведь маленькие дети все тянут в рот;
- издает ли кукла громкие звуки, которые могут напугать ребенка.
Ругать ли ребенка, если он сломал куклу?
Для дошколят естественный этап развития познания – любопытство, как устроена игрушка, как она работает. Но такая модель поведения больше свойственна мальчикам и только по отношению к предметам неодушевленным, например, машинкам. Девочки же могут разрисовать куклу, постричь ей волосы, но никогда не полезут внутрь: для них это очень пугающее зрелище, и если с куклой случается «несчастье» (выпал глаз, оторвалась рука или нога, отклеились ресницы) – это вызывает обычно море слез и запоминается на всю жизнь. В том числе и потому, что, как уже говорилось, ребенок отождествляет себя со своей куклой, и слова «кукле больно» для него не пустой звук. Так что если пятилетка случайно сломала свою любимую «подружку», не ругайте ее – девочка нуждается в утешении.
Личный опыт
Сколько моей дочке (2 г 8 месяцев) дарили разных кукол! Красивые, немецкие, в пышных платьях, в шляпках, туфельках. А любимой стал обгрызенный нашей таксой резиновый пупс-голыш. Дочь говорила, что любит его, потому что ей его очень жалко. Теперь с ним не расстается даже во время сна.
Полина, Москва
Подруга вон страдает, что ее мальчишка в куклы играет. А у меня наоборот, дочь – ей сейчас 4 года – к куклам совсем не тяготеет, ей бы все машинки да железную дорогу подавай. С трудом уговорили кукол и пупсов «пассажирами» взять в игру. Потихоньку стала втягиваться, даже попросила набор кукольной посуды.
Ирина, Ставрополь
Моей трехлетней дочке с рождения дарят кукол. Первое что она делает – она их раздевает; А потом придумывает им новые наряды из бумаги, моих шарфиков и бус, своих заколочек и носочков. Куклы в «дизайнерских» нарядах сидят повсюду! Может, она станет известным модельером? Хотя я сама даже пуговицы пришить не могу.
Елена, Омск
Автор:
Редакция журнала





Детская Поликлиника Медси 2

Мальчики - налево, девочки - направо?
Зубова Ольга

Юный вивисектор
На первом году жизни все малыши независимо от пола учатся играть с погремушками, кубиками, колечками и т. п. Ребенок осваивает физические формы предметов, учится производить с вещами различные действия. Он еще не готов играть с образными игрушками - куклами и машинами. Сюжетные игры (например, «кукла ест» или «мишка катается на машине») придут позже, а пока малыша увлекает изучение воздействия предметом на предмет. Поэтому не сердитесь, если малыш станет отрывать колеса у дорогой модели автомобиля или сломает куклу. Ребенок любит все разбирать на части, потому что это помогает ему познавать зависимость формы, величины, массы, оперировать предметами в пространстве.

Инстинкт «обезьянки»
На втором году жизни ребенок начинает понимать функциональное назначение игрушек: куклу можно кормить, поить, одевать, укладывать спать, а на машинке перевозить песок, кубики, других кукол.
Глядя на игру братьев, сестер, соседских детей или родителей, малыш запоминает, как можно действовать с игрушкой. Для крохи важна не красота игрушки, а ее функциональные свойства. Маленьких детей привлекают игрушки выразительные и разнообразные в употреблении.

«Красная тряпка» для родителей
Американские психиатры полагают, что, если мальчик играет в куклы или в другие «девчачьи» игры, это еще не является основанием для того, чтобы предполагать его будущую гомосексуальность. Специалисты считают, что ориентация определяется независимо от занятий человека.
Профессор Дэвид Санберг из университета в Буффало говорит, что родителям нужно обратить внимание, если ребенок постоянно отдает предпочтение одежде другого пола и в играх выбирает роль, характерную для противоположного пола.

«У меня на подсознательном уровне сидело представление, что машинки для мальчиков, а куклы - для девочек. И раньше я покупала игрушки на свое усмотрение. Но теперь я всегда беру с собой дочку в игрушечный магазин. Иногда такие «мальчишечьи» вещи покупаем - самой мне бы и в голову не пришло остановить на них выбор!»

«Мама, я мальчик!»
Психологи считают, что представление о поле возникает у ребенка только к трем годам. И лишь в 6-7 лет формируются четкие половые установки, благодаря которым мальчики и девочки начинают выбирать разные игры и игрушки, проявляют разные стили поведения и интересы.
Выбирая игрушки для малыша, не стремитесь дифференцировать их по полу, а помните, что они должны быть не только увлекательными и занимательными, но и развивать, обогащать личность ребенка, не искажая представления о мире.

«Готовить Алеша стал примерно в 2 года (под моим руководством). Мыть пол, подметать и все остальные домашние дела он начал делать, когда стал хорошо ходить. Я считаю, что нельзя делить игрушки на «мальчиковые-девчачьи», иначе потом во взрослой жизни и обязанности, и ответственность будут делиться на «мужскую» и «женскую». Когда кто-то пытается подшутить над увлечениями моего сына, я говорю, что ращу настоящего мужчину - подарок для женщины».
О важности пупсов
Детям полутора-двух лет нужна кукла с образом сверстника - девочки, мальчика. Она может стать первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать природу человека:

* куклы с вращающимися ручками, ножками и головкой, с закрывающимися глазами и озвученные куклы вызывают интерес не только у девочек, но и у мальчиков;
* простые маленькие куколки-пупсы, солдатики, пальчиковые куклы и куклы для театра способствуют развитию фантазии и воображения;
* через игру в куклы дети учатся общаться, примеряют на себя разные роли. Она для ребенка - это маленький человек, по отношению к которому малыш может ненадолго побыть «взрослым». Игра мальчика в куклы способствует формированию чувства отцовства.

Драматург в подгузниках
На третьем году жизни ребенок осваивает ролевые игры. Теперь для игры с куклой малышу можно предложить кукольную мебель, посуду. Маленького ребенка независимо от пола интересуют эти игрушечные предметы, потому что с ними можно проигрывать сцены из реальной жизни. Первые игры обычно проходят с участием родителей. Малыш охотно их слушает, отвечает на реплики, повторяет действия с игрушками.
Когда ваш ребенок играет с посудой, предложите ему несколько фасолин или макаронин в качестве угощения для кукол. Перекладывание пальчиками мелких предметов способствует развитию мелкой моторики и формированию речи.

«Мой сын Вася, когда был маленький, с удовольствием играл с мягкими зверушками. Так же, как делают девочки, кормил их, укладывал спать. А еще катал их на машинках, строил им дома. Посуду специально не покупали, но он использовал крышечку от банки или просто кружочек из дидактического набора, чтобы изобразить тарелочку для мишки».

Под защитой свекра
На Руси существовало поверье, что чем больше ребенок играет куклами, тем благополучнее будет в семье. И, если молодая жена привозила с собой в новый дом короб с куклами, над ней не смеялись, а свекор строго следил, чтобы никто из домочадцев не доглядывал за ней, если она в краткие минуты отдыха играла в куклы.

Чтобы «любовная лодка» о быт не разбилась...
Традиционные игрушки для девочек приближены к быту. В игре с ними можно придумывать различные сюжеты: приготовление еды, мытье посуды, кормление, уборка, стирка кукольной одежды.
В возрасте 2,5-3 лет мальчики играют с бытовыми игрушками с не меньшим удовольствием, чем девочки. Так дети легче приспосабливаются к повседневной жизни в дальнейшем. Помощь по дому не становится в тягость, и в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином.
Об актуальности машинок
Не думайте, что машинки, как технические игрушки, могут быть интересны лишь мальчишкам. Перед родителями стоит задача дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию.
Игра в куклы отражает домашний мир ребенка, события, происходящие в родных стенах. Но ведь за пределами этих стен тоже кипит жизнь, и малыша необходимо научить правилам поведения в ней. Игра «в машинки» даст представление:

* о правилах дорожного движения и основах водительской этики. (Можно построить дорогу из карандашей - по ней поедут машины, а куклы станут пешеходами);
* о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей;
* развивается мелкая и крупная моторика. Маленькие пальчики с удовольствием будут открывать-закрывать дверки и засовывать в салон различные мелкие предметы, крутить колесики;
* Катая машинку, ребенок развивает различные группы мышц, передвигаясь по комнате. А большие пластмассовые машины, на которых малыш может ехать, отталкиваясь от пола, являются хорошим тренажером для ног. Активное движение совершенствует двигательный аппарат и способствует нервно-психическому развитию крохи.


Побыть в чужой шкуре
В процессе развития у детей бывают периоды, когда мальчики и девочки временно меняются ролями. Им становится интересно, во что играют другие дети. Однако психологи обратили внимание на то, что с одними и теми же игрушками мальчики и девочки играют по-разному. У девочек интерес к кукле проявляется в игровых сюжетах бытового характера (приготовление еды, стирка, уборка), а мальчики строят дома для кукол, катают их в машинках.
Хорошо, когда у ребенка есть разные игрушки. Дети сами выберут, во что им играть, нужно только предоставить им выбор.

Источник:
Журнал "Мой маленький"

 Написано: Солнечная мама
>> Другие записи в категориях: Психология.

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: