Хибины: заполярный апрель

Пт Апр 15, 2022 22:13

Когда осенью друзья позвали меня в лыжный поход по Хибинам, я сомневалась долго, целых две минуты, наверное. Даже за это время успела написать, что нет, не пойду - слишком дорого, сложно и вообще отпуска нет. А потом, конечно же, согласилась. Не столько потому что хотела в Хибины или вообще в лыжный поход, а потому что хотелось с этой компанией зимой куда-нибудь. Ну, по факту, этот поход таким и получился - не так важно где, зато весело :-)

Я очень хотела надеялась северное сияние - все-таки зима в заполярье. Правда, я как-то не учла, что апрель - уже не очень зима. И хотя снег и лежит, но световой день уже очень длинный и темного времени совсем мало. Но мне повезло уже в самолет по дороге в Мурманск. Половину полета за окном расстилался зелено-красный занавес. Сфотографировать удалось только так - самолет качается, руки дрожат, крыло на переднем плане мельтешит. Зато как интересно!

И это было единственное сияние, которое мы видели за поход, потому что дальше самолет сел ниже облаков и больше неба особо не было. Но это как-то не сильно расстроило - у нас же не фототур, а спортивный поход.
Мы едем из Мурманска на юг - в Хибины. И едем мы на двухэтажном поезде. Я до этого на таких не попадала.

Доехали до станции Имандра. Там с одной стороны - Хибины, а с другой - озеро Большая Имандра. Прямо-таки огромная Имандра, мы потом весь поход ее видели за горами.

В Хибинах уже чувствуется весна - речки открыты и подтаивают снег по берегам.

В первый день идем по лесу к нашему первому перевалу. И из леса, благоразумно, не выходим - дальше начнется ветер.

Так что шли не долго. Вечером еще осталось немного времени погулять, осмотреться. Хотя, все равно пока не видно куда идти - наш перевал, как всегда, за углом.

Просыпаемся в лесу, здесь тепло и тихо, легкий снежок падает с веток. Можно радоваться зимней сказке весной. Но стоит высунуть нос чуть выше зоны леса, как радоваться сразу же становится сложнее - ветер крутит поземку, легкий снежок превращается в пургу и гнет одинокие кустики. А одиноким путникам приходится пригибаться самим, чтобы не улететь.

Входим в ущелье Аку-Аку. Здесь, разумеется, тоже ветер. Я еще успела сфотографировать как разгоняется пурга.

Само ущелье узкое, по бокам гранитные стены и слои сланцев. Хибина - это горы, которые растут вниз. В древнем массиве базальта вода и ветер вырезает глубокие крутые ущелья с почти вертикальными стенами.

А потом что-то пошло не так. Внутри ущелья крупные снежные надувы, где перемежается, то снег, то жесткий наст и слои фирна. Приходится то забираться на надув, то скатываться с него вниз. Ветер по просто дует, а потом, раз, и порыв. И дует он совсем не обязательно вдоль ущелья, а куда угодно. И вот, один из таких порывов все таки сбил меня с ног. Одна лыжа выкатилась на жесткий надув, другая так и затормозила в рыхлом снегу и я упала, накрывшись сверху рюкзаком и фотоаппаратом. В коленке что-то мерзко хрустнуло и нормально работать она уже не захотела.
Я встаю, а нога подгибается обратно. Не то чтобы очень больно, но не работает. Посмотрели, решили что что-то со связкой. Была даже мысль сразу же разворачиваться и идти назад. Но что-то не хочется совсем. Посидели, отдохнули, замотала коленку эластичным бинтом, напилась обезболивающих. Попробовали идти. Вперед-назад нормально, а как чуть боковая нагрузка - нога не слушается и болит. Кое-как дошли до обеда, начали думать. Придумали систему фиксации из двух пенок и изоленты :haha: Вернее, сначала был скотч, но изолента лучше, она более упругая.

В общем, так я весь поход и проходила. Не то чтоб очень удобно, но вполне можно идти.
В тот же день нам нужно было пройти через перевал Юмъекорр. Вообще, хибинские названия - это нечто. Все многосоставные, а от того очень похожие друг на друга. Кто не "корр", тот "чорр", кто не "чорр" - тот "явр".

По дороге на перевал, да-да, ветер и пурга тоже есть, но я хотела не о них написать, они просто опять влезли в логику повествования. По дороге на перевал заходим в библиотеку. А вы что думали? Близость Питера сказывается. В Хибинах есть несколько Горных Библиотек, где можно взять книжку, почитать, а потом в другом месте - вернуть. Или поменять на свою. Вот, мы одну такую нашли. И сидели среди этой пурги, читали. Правда, книги все отсырели и смерзлись, так что открывались только в каком-то одном месте.
Мне, вот, достался отрывок из Арсеньева про то как важно подготовить теплые вещи к экспедиции.

Но надо все-таки возвращаться к подъему на перевал. А там, да, ветер. Пока он просто дует - можно идти, потом, бах, встречный порыв и приходится "ложится" на него и ждать, пока пройдет.
С больной ногой идти сложно, поэтому фотоаппарат пришлось убрать в рюкзак, а то меня им и здоровую-то мотыляет из стороны в сторону. Идти без фотоаппарата очень странно. Ни пургу сфотографировать, ни какие-нибудь снежные узоры. Приходится смотреть глазами. А вам придется просто поверить на слово - в этой суровой стихии точно есть красота!
Перевал наш похож на узкую щель, которую кто-то выгрыз в теле горы. Наверху - ущелье с крутыми стенками и снежными надумвами, со стен водопадами срываются потоки снега.

А потом же надо еще с этого перевала спуститься, снова до леса, чтоб ночью не улететь.

На следующий день за следующим углом новый перевал. Погода все такая же, странная. Небо и видимость есть строго у нас за спиной, а перед нами - ветер и снег. И мы как ледоколы, прокладываем путь, среди этого месива, оставляя за спиной полосу хорошей погоды.
А сырость на объективе дарит удивительный эффект пленочной фотографии.

Подъем на наш перевал выглядит как картина в стиле Малевича - серый квадрат. Можете попробовать рассмотреть гребень, на который подниматься.

Подъем на перевал какой-то очень тягомотный. Прямо вверх на лыжах не пойдешь, без лыж - тоже не пойдешь. Снега очень много. Лыжная палка уходит на всю длину и дна не достает. Поэтому идем зиг-загами, раз за разом разворачиваясь на склоне. Сотня метров - поворот, пятьдесят метров - поворот. И так раз за разом. Ближе к верху перевала снег становится очень плотным. Сверху жестки наст с кусочками льда. Лыжи цепляются только за счет боковых кантов. Меня это достало раньше всех - больная нога-то боком не держит, а на одной ножке по такому склону особо не попрыгаешь. Так что снимаю лыжи и поднимаюсь пешком, лыжи ползут сзади на веревочке, дармоеды. К концу подъема разулись уже все, кто раньше, кто позже. Просто в какой-то момент страдание от лыж становится больше страдания от глубокого снега.

И вот седловина перевала. Видно гребень уходящий в обе стороны. Другая сторона более крутая, с нее свисают карнизы, когда-то бывшие снежными, а сейчас скорее ледовые, судя по тому, как они блестят на солнце.

На этом перевале установлен обелиск в память о группе погибшей в 80-х годах здесь, вот так зимой, в непогоду. Этот обелиск воспет Гейнцем и Даниловым. Там была история про то, что этот кораблик поставили в память о погибших друзьях, а кто-то его украл, прямо с перевала. Но потом обелиск восстановили и вот, он сверкает ярче снега.

Снова спускаемся до зоны леса и обустраиваем хороший лагерь на две ночи - отсюда завтра пойдем на высшую точку района, гору Юдычвумчорр.

В лесу-то тепло, а наверху опять этот ветер и поземка. Очень быстро каждый шаг становится борьбой.

Поземка превращается в белую мглу, куда идти дальше - вообще не видно. Пока склон идет прямо вверх еще можно подниматься, тем более то тут, то там из снега торчат крупные камни, по ним можно как-то ориентироваться. Но потом выходим на более пологую часть, почти плато. И известно, что по краям этого плато карнизы, а под ними - крутые обрывы. Идти туда в отсутствии видимости может быть просто опасно. Постояли наверху в этом ветре и пошли вниз. До вершины не дошли. По высоте не много, а по расстоянию по тому плато было еще идти и идти.

В общем, на верху было темно, ветрено, снег лицо режет, в ушах гудит. Нам не понравилось. Поэтому, на следующий день мы решили пойти туда еще раз. Ну, если погода будет.
А пока спустились обратно в лагерь и полдня ели, пили и общались. А вы думаете зачем мы в эти лыжные походы ходим? В большой степени, вот ради таких душевных посиделок.

Следующим утром погода получше, даже небо есть. Так что идем наверх второй раз. Такое занятие для самых упорных - все-таки подняться на вершину.

Наконец-то, видно вокруг. Крутые скалы засыпаны снегом, с гребней гор свисают блестящие ледовые карнизы и низкое солнце играет на этих снежных фактурах.

А внизу снова озеро Имандра, то от которого мы начинали. Это не мы плохо ходим, это Имандра огромная.

Снова выходим на то плато, до куда дошли вчера. Находим там наши следы. А потом еще и следы группы, прошедшей до нас. Это удивительное явление, когда следы - это не ямы в снегу, а наоборот снежные наросты. Когда человек проходит, он проминает свежий снег, потом мягкий снег вокруг следа сдувает ветер, а примятая часть смерзается и остается стоять. Смотрится очень необычно.

И вот, выходим к тому перешейку с карнизами, куда вчера побоялись соваться. Сегодня их видно. И они стоят того, чтобы на них посмотреть!

Правда, тут опять уже ветер. Не шевелит обломки арматуры только потому что их поблизости нет. А вот нас все время норовит сдуть. Я уже когда-то писала, что в сильный ветер в капюшоне создается область низкого давления и, кажется, что туда через уши утекает мозг. И вообще, этот воздух так торопится, что не успевает заходить в легкие.
Плато становится все шире и положе. Поднявшаяся поземка скрывает его края. Идем, как по бескрайней Антарктиде!

Пока дошли до вершины, опять пришла туча - посидели наверху в "молоке" и пошли назад.

А, да, ветер. Вот такой, ух какой, просто сдувает. Вот, чтобы вот так не писать, у нас с собой был анемометр - прибор для измерения скорости ветра. Ветер дует, маленький вентилятор раскручивается, на экране показывается цифра. Раскручивается он не сразу, надо немного подождать. Измерение выглядит примерно так: 5 м/c - 10 м/с - 11 - 11,5 - 12 - 14 - анемометр сдуло. Хорошо, что он у меня на веревочке был. Максимально намерили 16 м/с. Вроде, не сильно большая цифра, но когда это не отдельные порывы, а непрерывный ветер, то уже серьезно.
На фотографии есть только 12 м/c и то не с этого дня. Потому что когда ветер 16 уже не хочется фотографироваться с приборчиком, а хочется вниз бежать.

Ну, мы и "побежали". Вернее, тихонечко пошли. Бежалось в тот день, по крайней мере, мне, очень тяжело. То ли весь воздух мимо легких убежал, то ли накопилась усталость, то ли тем, кто ходит с больной ногой, два раза подряд на вершину лазить не стоит. Но спустилась я как будто не с Хибинской вершины 1200 м, а, как минимум, с 4500 без должной акклиматизации.
Но спустились же, а внизу - обед с супом, красота!

И в этот же день нам нужно перейти на новое место, чтоб завтра продолжить маршрут. Тут мы уже выходим на снегоходный след и катимся по нему. Если до этого мы людей не встречали вообще, с того момента, как вышли из поезда. То тут прямо активное движение - из Кировска снегоходные экскурсии.
И вот, выкатываемся мы по этой снегоходке в соседнюю долину, а там - красота!

Ну, и заночевали не далеко от этой красоты. Вечер такой хороший был, даже небо показывалось. А утром... просыпаемся, а там, внезапно, плюсовая температура, а потом и дождь подтянулся. А мы, такие, на лыжах.

Вообще, весь поход было очень тепло - апрель, однако. Мне кажется, даже -10 ни разу не было. Правда, из-за этого слякотно. Лучше уж похолоднее, но не так сыро. Но, что есть, то есть.
Посмотрели мы на эту тухлую погоду. На дождь, который мало того, что льет, так, еще и летит горизонтально. На снег, который напитался водой и превратился в непонятную кашу. На лыжи, которые при такой погоде не едут, а скребутся как по песку. И поняли, что на этом маршрут надо заканчивать.

У нас по плану было еще одно восхождение, а еще, красивая прогулка "по верхам". Но это все имеет смысл, только когда видно, а по этой слякоти в тумане лазить особого кайфа нет. Поэтому решено идти вниз в Кировск. По той же снегоходке через перевальчик.

И, вот, катимся мы вниз такие грустные и промокшие. А нам буквально под ноги выскакивает пара тундровых куропаток. И так они крутились, и эдак - все успели сфотографировать.

После куропаток еще немного едем вниз, едим (обед) и еще немного едем. И вот, мы уже в Кировске. Вот это в Хибинах хорошо - с маршрута можно сразу в горячий душ, а не выбираться на каких-то страшных машинах еще сутки.
Собственно, вот и все. Маршрут окончен. Он получился короче, чем ожидалось, но очень насыщенный. Потом мы еще поехали в Мурманск и Териберку, но об этом не в этот раз.

Написано: Aysa  Благодарностей: 6
>> Другие записи в категориях: Путешествия, Походы, Открываем Россию вместе, Это спорт

Natalika

На сайте с 12.03.04
Откуда: Новосибирск, Академгородок

СообщениеДобавлено: Пт Апр 15, 2022 22:27

Ты герой просто :give_heart: С коленом и такой поход!

Фото, как всегда - :in_love: :in_love: :in_love:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Акварельная
Золотые ручки 2010

На сайте с 12.11.06
Откуда: Сибирь - матушка

СообщениеДобавлено: Пт Апр 15, 2022 22:40

Ух, очень 5ballov
Некоторые фото, как кадры из кино. Сурово, но завораживает
Цитата:
нам буквально под ноги выскакивает пара тундровых куропаток
ну это просто :love:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора
galala

На сайте с 27.08.07
Откуда: в полете

СообщениеДобавлено: Пт Апр 15, 2022 22:57

Красотища какая! :in_love:
Ты прям герой с таким коленом шагать :o
Надя-Райздрав

На сайте с 21.12.05
В дневниках: 62093

СообщениеДобавлено: Пт Апр 15, 2022 23:03

твой рассказ- как глоток свежего воздуха. ( после поездки по городу это вообще дважды волшебно)
ValenTina

На сайте с 05.03.13
Откуда: м.Золотая нива

СообщениеДобавлено: Сб Апр 16, 2022 1:10

Ничего себе приключения! Нога, надеюсь, в порядке. Куропатки такие милые.
Смотрительница маяка
Влюблённая в Крым 2021

На сайте с 06.06.07
В дневниках: 20646
Откуда: Иваново

СообщениеДобавлено: Сб Апр 16, 2022 1:21

Как красиво, захватывающе и страшно :oops: Я просто не понимаю, как вот в этот снег и метель можно куда-то ходить, ночевать на снегу. А еще с больной ногой. Но читать такие приключения, конечно, интересно. Как нога?
Raia

На сайте с 27.05.09
Откуда: Sebastopol

СообщениеДобавлено: Сб Апр 16, 2022 2:13

Невероятные вы люди! Зимой, ночевать в палатке в принципе подвиг я считаю. А уж с таким ветром, это какие-то сверхчеловеки только могут ходить в походы. Вроде однообразно, но красиво посмотреть из теплого дома)) Надеюсь нога в порядке.