Рождественский вертеп

Пт Янв 15, 2010 22:16

В Свече сейчас речь идёт о празднике Рождества, готовится праздничный вечер, делаются праздничные поделки...
А какая главная рукотворная вещь в Рождество? Конечно же рождественский вертеп!



Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

Вертепы бывали разные, большие и маленькие, куклы делались довольно просто, вырезались из дерева, заготовки раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков. Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом вспоминал Н.А. Полевой: «В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы». В дореволюционной России вертепы можно было увидеть на ярмарках. Здесь, за умеренную цену можно было купить билет на представление.

Сами представления состояли из двух частей: в первой - рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так называемая духовная часть, а уже во второй ставились сценки, написанные самими актерами.

В церквах же на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Но все чаще скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.



Также вертепом называют художественную инсталляцию, изображающую сцены рождества.
Предлагаем Вашему вниманию статью о том, как можно сделать рождественский вертеп.

Рождественский вертеп или зачем ребенку тряпичная кукла?

«Ясли,- так мечтал один ребенок,
Можно склеить из цветных картонок,
Сделать их бумаги золотой
Пастухов с рождественской звездой.
Ослик, вол – какая красота!-
Встанут рядом с яслями Христа,
И святой младенец в этот час,
Он в сердцах у каждого из нас»

Совершенно особенное место среди игрушек занимает кукла, потому что она – отображение человека. С ее помощью дети ищут собственное «я», обыгрывая бытовые сценки. Кукла – это друг, с которым можно поделиться своими сокровенными мыслями, горестями и радостями. С ней всегда можно унестись в мечтах от суровой действительности или подготовится к какому-то событию. С куклой связано так много приятного и удивительного! Символично, что в живой природе из неподвижной, как бы неживой «куколки» появляется красавица-бабочка, так же и мы одухотворяем наших кукол, вдыхая в них жизнь.

Особенно хорошо подходят для детских игр тряпичные, так называемые «вальдорфские», куклы. Они были так названы в среде родителей, потому, что именно приверженцы этой методики воспитания активно используют рукотворные игрушки из натуральных материалов в процессе развития и жизни ребенка.
Все «вальдорфские» куклы мягкие и простые, вместо глаз и рта у них точки, или их совсем нет, что позволяет ребенку «дорисовывать» все, чего ей не хватает и проецировать те эмоции, которые ему в данный момент необходимы.

Стандартная улыбка пластмассовой куклы позволяет использовать ее только для обозначения одного конкретного настроения и ограничивает круг игровых ситуаций, в которой можно было бы ее использовать. К тому же эта улыбка не всегда соответствует настрою ребенка. У тряпичной же куклы выражение лица меняется вместе с настроением малыша. По его желанию кукла может превращаться то в мальчика, то в девочку, и при этом нет тех телесных сложностей, какие возникают в случае с натуралистическими пластиковыми куклами. Тряпичная кукла живет и формируется в процессе игры. Если ребенку хочется, чтобы у куклы был нос, можно наметить его лишней точкой. Если удивляется, почему у игрушки нет пальцев, можно наметить их несколькими стежками. У тряпичной куклы отсутствует и механизм, с помощью которого она, как правило некстати, говорит какую-то фразу. Неестественный голос, монотонно повторяющий ту или иную фразу, вызывает у ребенка естественное любопытство: что там у нее в животе? В конце концов, он разбирает куклу на части и изучает ее изнутри.

В случае с тряпичными куклами, материал настолько прост (ткань, шерсть и вата), что не вызывает желания посмотреть, что внутри, особенно если кукла была сделана на глазах или вместе с ребенком.
А еще тряпичные самодельные куклы позволяют родителям легко создать небольшой домашний кукольный театр, персонажи которого будут обладать доброй энергетикой простором в плане выражения эмоций. Кукольный театр – прекрасное средство образного воплощения интересных историй, как дома, так и в школе. Детей, которым трудно слушать увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в рабскую зависимость от готовых образов.

Домашний кукольный театр – это Ваш шанс создать новую, плодотворную игровую традицию вопреки массированному давлению индустрии развлечений.
Совсем несложно показать ребенку сказку на маленьком столике или табуретке. Установить его нужно так, чтобы за ним мог поместиться один человек, управляющий куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накрываем столик тканью, цвет которой соответствует календарному времени действия сказки (белый материал для зимы, зеленый для лета и так далее). Декорации для подобного театра изготавливаются с большой долей условности, активно используются природные материалы (шишки, ветки, кусочки мха), разные по цвету ткани, разнообразные кубики и коробочки. Не забываем о выразительности, которую добавляют сказке источники света. Маленькая свечка может служить и костром, и огнем в печи, и золотым блеском. Не перегружайте сцену – достаточно намека.

Интерьер на столике лучше подготовить заранее и накрыть легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей.

Сказку обязательно нужно пригласить и для этого вальдорфские педагоги используют специальные песенки и свечку. Например, Вы зажигаете свечку и поете «Свечка, свечка гори! Сказка в гости приходи, сказка в гости приходи!» Свечка остается зажженной на протяжении всего действия. А во время прощания со сказкой ее задувают все маленькие зрители.

Главная роль в подобном театре «на столике» отводится Рассказчику или Сказителю. Он находится за столиком и перемещает кукольных персонажей в зависимости от происходящего на «сцене». Таким образом, именно слово, а не куклы, является главным в раскрытии содержания. Вальдорфские педагоги считают, что слово должно немного отставать от действия, чтобы дать ребенку самому осознать происходящее действие, однако встречается много студийных педагогов, которые находят необходимым рассказать сказку более выразительно и тем самым облегчить немного задачу.

Однако, несмотря на роль Сказителя, куклы тоже являются важной частью спектакля. Самодельные тряпочные куклы хороши тем, что ими потом можно играть, с их помощью ребенок сможет в дальнейшем разыгрывать свои пьесы, играть в сюжетно-ролевые игры. Традиционные деревянные, глиняные игрушки тоже удобны в использовании.

Для театра «на столике» важно, чтобы кукла была устойчивой. Кукольные звери, в свою очередь, должны походить на своих реальных сородичей.

Для ребенка очень важно, чтобы его жизнь шла по четкому кругу, речь идет не о жестком расписании, а о годовом цикле праздников. Одним из главных праздников в году для нас является Рождество. Именно с ним связано множество зимних ритуалов и традиций. Это прекрасный повод ввести своего ребенка в годовой круг праздников. Педагоги, придерживающиеся вальдорфской методики развития, считают, что в доме должен быть уголок, в котором согласно времени года меняется экспозиция предметов это время года (или соответствующий праздник) символизирующая. Так в Рождественское время, с начала декабря по начало января, в таком уголке можно установить вертеп, с помощью которого по вечерам приятно будет показать детям историю рождения Христа. «Вертепом» называется пещера или загон для скота, где Мария, по преданию, родила своего Сына.
Итак, для изготовления вертепа нам понадобится средних размеров коробка или можно просто выделить место на полке или столике, где он и будет находиться. Декорацию нужно красиво задрапировать, для данного случая хорошо подойдет красный, праздничный материал для внутреннего убранства, серый или коричневый для земли, пола. Посредине, чуть в глубине, поставим ясли с младенцем, сделанные из маленькой коробочки с кусочком ваты внутри. Справа посадим куклу, изображающую Марию, хорошо бы в красном и голубом. Слева Иосиф в коричневом одеянии. Вокруг яслей несколько вязаных или шитых животных: осел, овцы, бык. На переднем плане пастухи в сером и с посохами. Этого, как правило, хватает для рассказа рождественских историй и для создания нужной атмосферы. По вечерам в вертепе зажигается маленькая свечка и персонажи оживают…

Для изготовления несложной театральной куклы высотой с ладонь Вам понадобится:
- кусок телесного материала 30 на 30 см
- непряденая шерсть или вата
- кусок драпа или подобной ткани 15 на 40 см
- пряжа для волос
- лоскутки для одежды
- прочные нитки

Драп скатываем в короткий рулон и сшиваем, получается основа. Эта основа должна стоять.
Посредине телесного лоскута положите ватный или шерстяной шарик (можно использовать маленький клубок). Оберните его тканью и обвяжите ниткой шею. Расправьте складки, чтобы лицо было практически гладким, вышейте или нарисуйте глаза и рот, пришейте волосы.
Поставьте получившуюся голову на основу и прошейте вокруг «шеи», чтобы прикрепить одно к другому. Чуть ниже шеи, в свисающую ткань вшейте еще два клочка ваты. Это будут руки. Теперь с помощью одежды Вы сможете сделать куклу толстой, набив ватой рукава и рубаху, или стройной, использовав меньше набивки.

Для того чтобы нарядить куклу, изображающую женский персонаж можно обернуть туловище цветным ситцем, фиксируя его на бретелях, получится сарафан. Под сарафан одевается белая или серая рубашка. Поверх можно надеть фартук для «бабушки», или украсить тесьмой для «девушки» или «принцессы».
Для мужской куклы хорошо подойдет рубаха, подвязанная тесьмой, и жилетка или накидка, серая для «пастуха» и алая для «богатыря» или «короля».
Когда куклы разыгрывают сказку, наряды у них должны быть простые, чтобы не ввести зрителя в заблуждение, что главное материальное, а не то неощутимое, что скрыто внутри нас. В домашнем театре куклы нужны, чтобы помочь детям понять символический язык сказки. Они изображают то, что происходит у человека на душе, и чаще речь идет не о передаче внешних событий, а о внутренних переживаниях. Поэтому кукольные лица также не должны быть чересчур натуралистичными. Достаточно только наметить основную черту, например бороду, и предоставить зрителям простор для фантазии.

Мы воспитываем ребенка с помощью слов, эмоций, мы рассказываем о нас самих, о том, что наполняет наши души, так почему бы не сделать это с помощью рукотворных кукол, на изготовление которых мама потратила время и мысли о своем чаде. Домашний кукольный театр – это просто!

Вероника Нефедова. Статья опубликована в журнале "Аистенок" №12, 2004г.
Источник: http://dollmaker.narod.ru/articulos.files/vertep.htm

И ещё один материал о том, как сделать вертеп

О.М. Потаповская. По материалам сайта "Церковная школа"


Вертеп из коллекции фольклориста Виктора Новацкого
(иллюстрация из книги "Народный календарь. Рождество", серии "Шаг за Шагом, из. "Открытый мир", 1996 г.)


Вертеп представлял собой деревянный ящик в виде домика (можно сделать его и картонным). У него не было стенки - той, что обращена лицом к зрителю. В старину вертепные короба делали большими: до 1,5 метра в высоту и в ширину. Ящик этот напоминал пещеру, в которой родился Божественный Младенец. Вертепные ящики хранили как реликвии много лет и показывали на каждое Рождество. Вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов, использовались в течение одних святок.

Часто вертеп делали многоярусным. Внешне он мог быть похож на храм или часовню, для этого над коробом сооружали куполообразную крышу с крестом. Коробка могла закрываться дверцами. Сцену, напоминавшую балкон, обрамляли тканью, бумагой, резными украшениями, укрепленными на тонких палочках. На заднике помещалась икона Рождества Христова или икона Пресвятой Богородицы со Младенцем Христом. Внутри изображались окна, стенки украшались наклеенными или нарисованными крестами, звездами; иногда внутри вертепа писались композиции на библейские сюжеты. Верхний ярус отделялся от нижнего промежутком, затянутым ярко расписанной бумагой: по розовому фону белой краской были нарисованы гирлянды белых цветов и зеленых листьев. Вертеп был нарядным.

Куклы - персонажи делались из дерева, картона, цветной ткани. Для изображения волос, усов, бороды использовались кусочки овчины, шерсть, лен. Крепились куклы на деревянных или металлических стержнях, при помощи которых кукол водили по прорезям, сделанным в ярусе-сцене. Чтобы скрыть от глаз зрителя прорези-щели, сделанные в полу, пол кукольного ящика выстилали пушистой заячьей шкуркой. Куклы могли управляться и прутом сверху или веревочками, как марионетки. Прут для вождения кукол удобнее всего делать в локоть длиной. При вождении куклы прут должен упираться в пол сцены, иначе кукловоду трудно будет определить высоту, на которой находится кукла. Вверху прута лучше сделать ручку, чтобы удобнее было его держать. Особенно изобретательные мастера умели делать фигурки с подвижными деталями, чтобы действие имело более живой характер. На уровне кукольных плеч для крепления прута делали крестовину из деревянной палочки, обмотанной нитками, смазанными клеем. Размеры кукол определяются, конечно, размерами сцены и вертепного ящика. Но не рекомендуется делать куклы по размеру больше кисти руки или меньше длины пальца. Детали кукольных лиц и одежд могут быть или тщательно проработаны, или только обозначены (по желанию создателей вертепа).

В центре вертепа помещали икону или аккуратно, с благоговением сделанные фигуры Божией Матери, Иосифа -Обручника, Младенца, положенного в ясли (если вертеп делали двухэтажным, то эти изображения располагались в верхнем ярусе). Сцена Рождества освящала все действо: явление Ангелов пастухам, приход пастухов, а потом и волхвов поклониться Божественному Младенцу. На фоне пещеры, где родился Спаситель, разворачивалась первая сцена вертепного действа. В конце действа эта сцена показывалась вторично при зажигании Вифлеемской звезды.

Для представления вертепа изготовлялись куклы:

2 Ангела. В длинных одеждах голубого или белого цвета. В руках у одного Ангела цветущая ветвь, у другого - колокольчик. На сцене Ангелы появляются трижды: в первой сцене, прославляя Бога и сообщая радостную весть о рождении Спасителя пастухам, затем во второй сцене, сообщая Рахили, что ее дитя взято на небо, и в заключительной сцене действа.

2 пастуха. Старик и юноша, одетые в кафтаны (ворот кафтана можно украсить вышивкой), ситцевые штаны, обутые в черные сапоги, на плечах у старика теплая накидка. К фигуркам пастухов прикрепляются фигурки овечек: к одному - черная, к другому - белая.

3 волхва. Фигурки в ярких одеждах из блестящих тканей, с бородами и чалмами на головах. Можно закрепить фигуры всех трех волхвов на одном пруте. Выходят они трижды: в первый раз призванные Иродом, во второй раз - поклоняясь Младенцу и Его Матери, в третий раз - в конце действия для общего поклонения Спасителю.

Царь Ирод. Большая и нарядная кукла с зубчатой короной, оклееной золотой бумагой, с черной бородой и усами, с грозным выражением лица.

Воины. Одна или две красочные куклы могут быть в латах (как римские легионеры) или в кафтанах (как опричники). В руках у воинов - пики. Выходят воины дважды в одной и той же сцене: сначала на зов Ирода, потом приводя к нему Рахиль.

Рахиль. Кукла, изображающая женщину с младенцем на руках. Появляется во второй сцене.

В народном вертепе были еще фигурки смерти и злых духов, уносящих Ирода в преисподнюю, но без этих персонажей в детской постановке вполне можно обойтись. Нижний этаж (вертепы попроще обходились без нижней сцены) представлял собой покои царя Ирода с царским троном, оклееным блестящей бумагой. Ирод во время действия сидел на троне или стоял около него.

Действия на нижней сцене начинались с появления Ирода и прихода к нему трех волхвов с вестью о чудесной звезде и рождении Христа. После ухода из дворца Ирода волхвы отправляются поклониться новорожденному Спасителю и Его Матери. Ирод ждет возвращения волхвов и, не дождавшись, разгневанно зовет к себе своих воинов и говорит:

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Станьте передо мною,
Как лист перед травою,
И слушайте мои приказания.


Воины входят и говорят:


О грозный царь Ирод,
Почто своих верных воинов призываешь
И какие грозные приказания повелеваешь?


Ирод отвечает:


Пойдите в Вифлеем,
Избейте всех младенцев
От двух лет и ниже.


Через некоторое время воины возвращаются и говорят, что избили всех младенцев и только одна Рахиль не отдает своего ребенка убить. Ирод велит немедленно привести Рахиль и говорит:

Как ты, Рахиль, смеешь не давать
Своего дитенка бить
Моим верным воинам,
Когда я это приказал?


Рахиль плачет:

Да он же у меня один,
Да такой маленький,
Да от него никому зла нет!


Ирод совсем разозлился:


Ах, так ты еще смеешь перечить!
Утешает Рахиль Ангел:
Не плачь, не плачь, Рахиль. Твое дитя цело, оно не умерло,
Но живо в Царствии Божием!


Ирод прогоняет плачущую Рахиль и слышит от Ангела слова:


Полно тебе, Ирод, грешити,
Пора смерти просити.
Настал твой смертный час.


Ирода никто не жалеет, ведь он злодей, справедливо наказанный за свои злодеяния. Ангельский хор в конце представления снова прославляет Бога, пастухи и волхвы поклоняются Спасителю. Все вертепное действо длилось от 10 до 20 минут в зависимости от текста и музыкального сопровождения. Показ вертепа сопровождался исполнением духовных стихов, ирмосов рождественского канона, рассказом о Рождестве Спасителя. Сцена и куклы освещались свечами. Один или несколько кукловодов находились за коробом, оттуда водили куклы, говорили текст. Получалось, что те, кто брался приготовить вертеп к Рождественскому празднику, оказывались одновременно оформителями, драматургами, режиссерами, музыкантами, исполнителями праздничного сценического действия. Попробуйте всей семьей или с группой детей подготовить и показать вертепное действо.

Источник: http://www.danilova.ru/master/kids_rogdestvo_01.htm

>> Другие записи в категориях: Мастерская, родителям

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: