Другой Байкал

Вс Авг 21, 2022 15:25

Когда кто-то говорит "поехал на Байкал", мы представляем некий средний портрет великого озера. И кажется, ну съездил и съездил, хватит уже. А на самом деле он очень разный - северная часть совсем не такая как южная, а восточный берег не похож на западный.
Вот и мы этим летом поехали на Байкал. На этот раз на северный. Туда, где раньше не были, да и вообще не так много людей там ходит. От самой северной части Байкала идёт тропа к горячим источникам в Хакусах. Тропу эту сделали волонтеры "Большой Байкальской тропы" - той же организации, что оборудовала тропу из Листвянки до Большого Голоустного. Наша тропа на карте нарисована так аккуратно вдоль берега. Как раз для несложного похода с детьми. Мы думали, будем идти себе по пляжу, любоваться набегающей волной, по половине дня отдыхать, ведь тропа вместе со всеми ответвлениями всего около 90 км - совсем не много. На деле все оказалось несколько сложнее.

Поездом мы добрались до Северобайкальска. Кто бы что не говорил, но на поезде мне нравится. В окно смотреть, чай из подстаканников пить, книжку читать.

И сразу после поезда садимся на катер и едем на другой берег в бухту Дагары.

Здесь дельта одного из крупнейших притоков Байкала реки Верхняя Ангара (Нижнеангарск знаете? Вот он как раз на Верхней Ангаре - все очевидно). Дельта отделена от Байкала рядом песчаных островов и отмелей. Здесь гнездится множество птиц. И находится орнитологический заказник Верхнеангарский. Вот с кордона этого заказника мы и начали свой путь.

Первым делом, как только выгрузились, я кинулась фотографировать птиц. Тут и чайки, и кулики, и цапли. А ещё чеграва, которую я все лето у нас искала.

Но пора начинать идти.

Начали мы не очень удачно. Мелкие заливы и болотца то тут, то там рассекают песчаный берег и очень легко заблудиться. Вот мы и начали с того, что потеряли тропу. Полазили по болоту. Потом всё-таки нашли оранжевый указатель и пошли вперед.

Все так же по болоту, комаров кормим. Что это за странный Байкал, на котором столько комаров?! Конечно же это из-за этого болота, решили мы, как только выйдем к Байкалу проблема комаров решится сама собой (спойлер: нет).

А под ногами следы медведя - на песке очень хорошо видно отпечатки, даже когти можно рассмотреть. Они, следы, тоже так и остались с нами весь поход - как есть место, где следы отпечатываются, так сразу видно: медведь на месте, все в порядке. Где следов не видно, там следы пребывания. Медведь же тоже не дурак по тайге лазить, ему на нашей тропе очень удобно.

Сразу расскажу про медведей, а то кто-нибудь из читателей волноваться начнет, видами любоваться не будет. Медведей на Северном Байкале очень много. Так много следов, мне кажется, я даже на Камчатке не видела. Но звери здесь не прикормленные (в отличие от каких-нибудь Ергак), они не знают, что человек - равно много легкой еды. И встречи с человеком не ищут, а наоборот избегают.
По статистике, 90 процентов (а где-то пишут, что и 95) встреч человека с медведями оказываются не замеченными для одной из сторон, и чаще всего эта сторона - не медведь. Вот и у нас, я уверена, что медведи нас видели и слышали, а мы их - нет.

От кордона заказника за нами увязалась собака. Сначала просто бежала за нами, потом, когда тропа стала неочевидной, я ей сказала: "собака, иди дорогу показывай". Она и показала. Вывела нас, в итоге, к берегу Байкала. Покрутилась около лагеря, поняла, что больше мы не заблудимся, и убежала назад.

В общем, вышли мы на берег Байкала, по ощущениям, прямо-таки вырвались из болот на простор. И там и остались ночевать. Очень уж на этих песчаных пляжах чудесно!

А какой там был закат!

На следующий день тропа наконец-то пошла вдоль берега. Как мы ее и представляли. Песочек крупный и сырой, ноги не проваливаются, идти одно удовольствие.

А в волнах песочек ещё и золотой - частички халькопирита играют на солнце.

Здесь очень мелко, вода прогревается, жизни в ней много, и на этой жизни кормятся многочисленные птицы. Чайки и цапли уже не особо удивляют, а вот встреча с черным аистом - приятный сюрприз.

И, надо сказать, далеко не единственный приятный сюрприз этого дня. Налюбовались аистами и цаплями, под ногами песок сменился галькой, а по берегу болота - тайгой.

Поворачиваемся к той тайге, а там в траве горят ягоды морошки! Я как-то не думала, что ее можно встретить на Байкале, казалось, что это очень северная ягода, а она вот она! Морошку я очень люблю, наверное, самая вкусная из лесных ягод! И то тут, то там она нам попадалась на пути.

А вечером того же дня ещё была княженика - ещё одна удивительно вкусная ягода. Выглядит как малина, но растет на земле, а по вкусу гораздо интереснее.

И цветочки у нее красивые.

Но до полянки с княженикой нам ещё почти целый день идти. Идём мы по тропе. Там где она идёт по берегу, о тропе напоминают только стрелочки, которые кое-где нанесены на камнях. Потом в какой-то момент тропа уходит от берега в тайгу, там она уже настоящая тропа под ногами.
Стоит только отойти от берега, как в лесу накидываются комары, просто полчища комаров. А мы как-то к этому готовы не были, накомарники не взяли, да и одежда не самая подходящая. На том Байкале, который я знала до этого, комаров нет абсолютно, вот мы и не подготовились. Но интересно, что стоит только выйти из леса на узкую, всего несколько метров, прибрежную полосу гальки, как комары волшебным образом пропадают. На Байкале их нет, да, а вот в тайге это уже ваши проблемы.

Тропа идёт то вдоль берега, то уходит в лес, когда берег становится слишком крутым или надо срезать мыс. В лесу идти удобно - под ногами мягкая земля, кусты для нас кто-то прорубил и протоптал, иди и радуйся, если бы не комары. На берегу нет комаров, но идти по гальке не очень удобно. Удобно по мокрому песку, но он есть только в некоторых бухтах.

Итак, ночуем на полянке с княженикой. За день прошли прилично - километров 17-18.
На следующий день уже придем в бухту Фролиха.

С утра тропа лихо скачет по камням. Но все хорошее кончается - указатель в тайгу и многообещающая табличка "Forest" намекает, что идти нам про этому форесту ещё долго.

Когда мы уже решились лезть в лес, я вдруг вижу на камне нерпу, а чуть дальше ещё пару. Скидываем рюкзаки, я достаю телевик и крадемся на фотоохоту. Смотрите, какие трофеи!

Нерпа всё-таки нырнула, а мы возвращаемся на тропу, в лес. Через какое-то время тропа неожиданно выскакивает к берегу, где на камнях, буквально метрах в пяти от нас лежат ещё две нерпы. Красивые и толстые. Сфотографировать их уже не успели - они нас услышали и нырнули, зато посмотрели вблизи.
А дальше обычный поход: идём-идём, поели, пошли дальше.

Ближе к вечеру вышли в бухту Фролиха. Огромная бухта, под ногами песок, в глубине бухты впадает крупная река Фролиха.

Было известно, что река большая и перебродить ее нельзя, разве что переплыть. Так что у нас был с собой пакрафт (маленькая лодочка, которая весит и занимает места как двухлитровая бутылка воды). Пришли мы к этой Фролихе, смотрим на нее. Ещё и ветер поднялся. Переправиться можно, но будет уносить куда-то в Байкал. Решили подождать, вдруг ветер немного стихнет.

Пока ждём, устраиваем фотосессию с флагом.

Ветер не стих, но к нам на моторной лодке приплыл инспектор заказника и перевез нас на другой берег, где и находится их кордон. Заказник Фролихинский, часть "Заповедного Подлеморья". Ходить по нему можно, но надо зарегистрироваться у инспекторов.
На кордоне есть прекрасные места для стоянки, да ещё и всяким красивыми штуками украшены.

Вообще вся бухта невероятно красивая. Я аж захотела пожить там подольше.

И погода, похоже, решила нам такую возможность предоставить. Ночью ветер стихает, но начинается ливень, и утром он никуда не девается.

Дождь льёт, мы сидим, в карты играем, ждём. Потом, раз, и он закончился. И тишина. Времени полдень, ещё можно успеть пойти. Быстро собираемся и выходим. Сегодня нам надо перейти в следующую бухту. По дороге ночевать нельзя - в заказнике стоять можно только на организованных местах.
Собственно, про этот день мне особенно нечего сказать. Пошли, отошли пару часов из бухты Фролихи и снова полил дождь. И больше он до вечера не кончился. И назад уже обидно идти, и вперёд далеко. Шли-шли по мокрому лесу, по мокрому берегу и снова по лесу. Да ещё и участок тропы, наверное, самый сложный - много крупных камней над водой, в лесу и снова над водой. На самом деле, все нормально там с тропой, если она сухая. Если мокрая тоже не страшно, но неприятно.
И вот, мы пришли в бухту Аяя. Там песок и сосны по берегам - красота. А ещё там чудесные оборудованные стоянки, причем они как-то так устроены, что несмотря на наличие соседей, получается эффект уединения.

Вообще это единственное место на тропе, где есть люди. В Аяю приезжают туристы на катерах, чтобы постоять здесь и сходить на озеро Фролиха. А в других местах тропы мы не встретили никого.
Слово Аяя переводится с эвенкийского как "хорошая". У эвенков не было деления на красивое и не красивое, просто хорошая и все. Я как-то не знаю, неплохая такая бухта, но предыдущая Фролиха всё-таки лучше.

В бухте сделали всякие красивые штуки из дерева. Очень мне нравится такое искусство.

Отсюда начинается тропа на озеро Фролиха. Тропа идёт по лесу 7 км. Здесь она прямо очень хорошая - где надо сделаны мостки, где надо - перильца. Так что полтора часа и мы на озере.

Озеро Фролиха огромное, ледникового происхождения. Оно лежит в трёх больших карах под склонами гор.

Тропы вокруг озера нет. Но по озеру возят экскурсии на моторных катамаранах. Можно взять просто обзорную экскурсию на час, а можно проплыть на другую сторону и сходить к водопадам.
Мы объединились с ещё одной группой и взяли экскурсию на водопад.
Плыть по озеру очень здорово - все окружающие горы и островки видно. И туман плывёт над горами.

К водопаду надо немного подняться, а потом он открывается. Высоченный, метров 40, наверное. Как-то точной информации о нем не нашла. Стены обросшие мхом, брызги и отдельные струи - красота!

Жаль, что солнца не было, а то вообще отлично бы заиграло.

Но хоть без дождя сходили, и то хорошо. Но дождь начался по дороге назад - опять все промокли.
К вечеру спустились обратно в Аяю. Отличная прогулка на целый день.

На следующее утро продолжаем путь в сторону Хакусов. Идём все по той же тропе. Сначала камни, а потом перед нами открываются бескрайние песчаные пляжи. И никого вокруг - абсолютная тишина, только шелест волн.

И вокруг среди сосен песчаные дюны.

Идём уже более расслабленно, ягоду едим. Вообще ягоды достаточно много, но брусника пока незрелая, а голубику выращивают комары в самых комариных местах.

Так что наслаждаемся шикшей и редкой морошкой.

А ещё смородиновый лист в чай. Таежные дары вносят разнообразие в походный рацион.

Вечером выглянуло солнышко и стало так тепло, что мы даже купались. И закат тоже был отличный. А то в предыдущие дни все в облаках было.

Я вообще думала, что, вот, будем идти по восточному берегу, значит все закаты наши - будем каждый день любоваться солнцем, которое садится в воду. Ну-ну, момента заката мы не видели ни разу - даже в самую лучшую видимость набегали тучки и прятали низкое солнце.
А утром пришел туман и закрыл все вокруг. Байкала вообще не видно.

В лесу тоже туман - такая сказочная тайга бабы Яги.

И паутинки свисают с еловых лап.

Солнышко выглянуло, туман подсушило и можно идти. До Хакусов с их горячими источниками совсем недолго осталось.

Но в самом конце путь преградила река. Неширокая, но глубиной по пояс - перебродить-то можно, но рюкзак намокнет, да и детям уже по шею будет. И холодно. Вот тут-то и пригодился пакрафт - быстренько надули и все по очереди перевезли.

Еще с полчаса и мы в Хакусах.

Мы не зря торопились сюда. Сегодня в Хакусах эвенкийский праздник Бакалдын. Традиционный праздник встречи племен. Здесь, конечно, просто представление с народными песнями и танцами, но очень красивое. Я вообще не любитель всяких концертов и самодеятельности, и то впечатлилась.

А ещё игры, мастер-классы по изготовлению всяких народных игрушек, а ещё вкусная еда. Детям безумно понравилось - поучаствовали во всем. Соскучились за неделю по обществу людей.

А потом ещё и горячие источники. Бассейны под открытым небом, вода от просто теплой до очень горячей. Сюда приезжают специально ради источников - лечиться и отдыхать. У нас они не были основной целью, но очень приятный бонус. Прекрасный отдых после похода.

Ещё день отдохнуть в Хакусах, сфотографировать волны и птиц в волнах, и можно ехать обратно.

Снова на катере, потом снова на поезде. А через три дня опять на Байкал уже в совсем другой поход.

Написано: Aysa  Благодарностей: 3
>> Другие записи в категориях: Походы, Путешествия, Байкал, Дети смотрят мир, Открываем Россию вместе

Акварельная
Золотые ручки 2010

На сайте с 12.11.06
Откуда: Сибирь - матушка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 15:52

Какие же вы крутые! Божемой, вот это путешествие! Медвежьи следы :o
А собака - это из ряда фантастики, надо же...вывела!
Короче говоря, ну очень интересно.
Комары на одном из фото так явно видны, пацаны просто герои)))

Виды-супер! Читала и смотрела на одном дыхании 5ballov ну Байкал, одним словом. Он шикарен.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора
Акварельная
Золотые ручки 2010

На сайте с 12.11.06
Откуда: Сибирь - матушка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 15:54

А, да, забыла! Отдельный респект за фото с рыбой, я ее фанат)))Это невозможно мило,
и у Нади тоже.
Paulinka

На сайте с 25.09.08

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 15:54

Просто нет слов. Это что-то невероятное.
Я бы в жизни не дошла, если бы видела следы медведей. :mrgreen:
Raia

На сайте с 27.05.09
Откуда: Sebastopol

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 15:58

:in_love: как же красиво! Спасибо за рассказ.
Но неделю в дожде и холоде ходить я бы не выдержала наверное. Да, и свежие медвежьи следы меня бы очень нервировали. Даже в августе. Вы герои!
evgena

На сайте с 24.12.06
Откуда: Академ-Спб

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 16:10

Очень здорово! Потрясающие путешествия у вас!
Смотрительница маяка
Влюблённая в Крым 2021

На сайте с 06.06.07
В дневниках: 20710
Откуда: Иваново

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 16:13

Красиво и увлекательно, но по поводу медведя все равно страшно :oops: Никогда не пробовала морошку и княженику.
Как дети переносят полчища комаров?
karamelika

На сайте с 16.05.06
Откуда: Академ, ВЗ

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 16:17

Нереальная красота и вы нереальные!
Sonya1981

На сайте с 16.03.09
Откуда: Академгородок

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 16:17

Красота. Молодцы храбрые, я как то медведя боюсь.
Ar

На сайте с 08.12.05
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 16:19

Спасибо за увлекательный рассказ!
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kotik_tisha
Студент

На сайте с 05.03.13
Откуда: м.Золотая нива

СообщениеДобавлено: Вс Авг 21, 2022 16:31

Какое классное путешествие с детьми! Дети молодцы у вас, мои бы ныли всю дорогу, особенно если комары. Совсем мы не туристы, убеждаюсь по этому рассказу, просто мы бы пропали там, или заблудились бы, или медведей бы боялись всю дорогу. Но природа прекрасная, хочется любоваться на нее бесконечно.