Что год грядущий нам готовит?
Чт Сен 22, 2011 14:40
Новый учебный год начался! Он принес и свои радости, и тревоги, и надежды. Вот и В.В. Путин обратил внимание на проблемы учителей российских школ – принято решение поднять зарплату учителям на 30 %. Это, конечно, обнадеживает, потому что нищие голодные учителя перестроечных времен как-то незаметно перебрались в благополучную, обеспеченную постперестроечную Россию. Ну не замечали до сих пор! Наконец, заметили… Правда, обещание дано с небольшой оговоркой:
- Как сделать так, чтобы и школы не закрывать (там, где их нужно сохранять), и качество образования поднять, и сократить расходы, - предложил коллегам подумать Путин.
Еще сократить расходы? Это как - из одной овчины семь шапок пошить?
Впрочем, опыт показывает, что увеличение зарплаты любому специалисту (не обязательно педагогу) еще не гарантирует повышения качества самой работы. Понятно, что педагог, проживающий в избушке, питающийся макаронами и не имеющий возможности покупать книги, ничему хорошему детей не научит. Но также очевидно и то, что должны быть какие-то внутренние мотивы. Проще говоря, гореть должен педагог на работе. Гореть, но не сгорать опять же.
Увы, энтузиастов от образования остается все меньше. Наблюдается катастрофическое увеличение среднего возраста учителей в школах. Педагог со стажем думает, как бы набрать побольше часов. Стиль преподавания в таком случае авторитарный, новшества в области педагогики не принимаются (Зачем? Ведь учитель и так все знает, стажист!). Это называется педагогическая стагнация, остановка в развитии. Несколько лет назад психологи изучали уровень агрессии у трех групп населения: взяли хирургов, учителей школ и преступников. Как вы думаете, у какой группы уровень агрессии оказался самым высоким?.. По телевидению то и дело рассказывают, как записали на диктофон нецензурную брань учителя или – что гораздо страшнее! – воспитателя детского сада. Как-то с посевом «разумного, доброго и вечного» не очень сочетается.
Молодые, инициативные новаторы в школу идут неохотно – труд тяжелый. Знаю по своему опыту – дают молодому специалисту-филологу пятый и шестой классы. Сразу сваливается на голову преподавателя куча тетрадок для проверки и рутинные бесконечные уроки, где отрабатываются элементарные правила (жи-ши, мягкий знак, проверяемая гласная). Литература тоже малоинтересна: анализ сказок, былин и басен, которые дети знают с детского сада. И – что самое печальное – до 11 класса еще как до Китая пешком. Как тут не впасть в отчаяние?.. Ведь только в старших классах у филолога есть возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки в полном объеме. Там попросту работать интересней. Думаю, это касается всех учителей-предметников.
А пятиклассники – народ сложный, учиться не желают: попросту не понимают, зачем их родители каждое утро будят такую рань и выталкивают с портфелем из дома. Вот и отрываются на молодых да зеленых педагогах. Это когда еще новобранец от образования выработает свой педагогический стиль, свои приемы и добьется (ненасильственными методами, а любовью и терпением) уважения к себе и дисциплины на уроках. Был у меня случай. В сельской школе на первом году работы. Пока записывал на доске тему, один «необычный» мальчик сиганул в окно (со второго этажа) и убежал в тайгу… Вот и думай: то ли разыскивать его по лесам, то ли урок продолжать…
Может, как говорил Жванецкий, что-то в консерватории поправить (в нашем случае – в школе)? Создать программу поддержки молодых учителей, которая бы учитывала не только материальный, но и профессиональный и психологический аспекты. Побольше творческих конкурсов, курсов повышения квалификации, внеклассных мероприятий. А пока директора заваливают нагрузкой (учителей-то не хватает, и с каждым годом эта нехватка будет ощущаться все острее). Неповоротлива наша школа, кондова. Тут уж не до КВНов и педагогического поиска.
Вот и выгорают учителя. И срываются на детях, ломают жизнь и себе, и подопечным. В лучшем случае учебный процесс превращается в погоню за высокими учебными результатами (в ущерб нежной детской психике) или в натаскивание на ЕГЭ, в своего рода педагогическую дрессуру. Но дети-то не зверьки, не подопытные кролики…
Впрочем, не будем отчаиваться. Правительство школы заметило. Может, скоро и услышит нас? Поможет решить наболевшие вопросы. И вот тогда наступит долгожданное светлое будущее, когда дети с охотой побегут в школу, а учителя будут встречать их с искренней радостью на порогах аудиторий.
- Как сделать так, чтобы и школы не закрывать (там, где их нужно сохранять), и качество образования поднять, и сократить расходы, - предложил коллегам подумать Путин.
Еще сократить расходы? Это как - из одной овчины семь шапок пошить?
Впрочем, опыт показывает, что увеличение зарплаты любому специалисту (не обязательно педагогу) еще не гарантирует повышения качества самой работы. Понятно, что педагог, проживающий в избушке, питающийся макаронами и не имеющий возможности покупать книги, ничему хорошему детей не научит. Но также очевидно и то, что должны быть какие-то внутренние мотивы. Проще говоря, гореть должен педагог на работе. Гореть, но не сгорать опять же.
Увы, энтузиастов от образования остается все меньше. Наблюдается катастрофическое увеличение среднего возраста учителей в школах. Педагог со стажем думает, как бы набрать побольше часов. Стиль преподавания в таком случае авторитарный, новшества в области педагогики не принимаются (Зачем? Ведь учитель и так все знает, стажист!). Это называется педагогическая стагнация, остановка в развитии. Несколько лет назад психологи изучали уровень агрессии у трех групп населения: взяли хирургов, учителей школ и преступников. Как вы думаете, у какой группы уровень агрессии оказался самым высоким?.. По телевидению то и дело рассказывают, как записали на диктофон нецензурную брань учителя или – что гораздо страшнее! – воспитателя детского сада. Как-то с посевом «разумного, доброго и вечного» не очень сочетается.
Молодые, инициативные новаторы в школу идут неохотно – труд тяжелый. Знаю по своему опыту – дают молодому специалисту-филологу пятый и шестой классы. Сразу сваливается на голову преподавателя куча тетрадок для проверки и рутинные бесконечные уроки, где отрабатываются элементарные правила (жи-ши, мягкий знак, проверяемая гласная). Литература тоже малоинтересна: анализ сказок, былин и басен, которые дети знают с детского сада. И – что самое печальное – до 11 класса еще как до Китая пешком. Как тут не впасть в отчаяние?.. Ведь только в старших классах у филолога есть возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки в полном объеме. Там попросту работать интересней. Думаю, это касается всех учителей-предметников.
А пятиклассники – народ сложный, учиться не желают: попросту не понимают, зачем их родители каждое утро будят такую рань и выталкивают с портфелем из дома. Вот и отрываются на молодых да зеленых педагогах. Это когда еще новобранец от образования выработает свой педагогический стиль, свои приемы и добьется (ненасильственными методами, а любовью и терпением) уважения к себе и дисциплины на уроках. Был у меня случай. В сельской школе на первом году работы. Пока записывал на доске тему, один «необычный» мальчик сиганул в окно (со второго этажа) и убежал в тайгу… Вот и думай: то ли разыскивать его по лесам, то ли урок продолжать…
Может, как говорил Жванецкий, что-то в консерватории поправить (в нашем случае – в школе)? Создать программу поддержки молодых учителей, которая бы учитывала не только материальный, но и профессиональный и психологический аспекты. Побольше творческих конкурсов, курсов повышения квалификации, внеклассных мероприятий. А пока директора заваливают нагрузкой (учителей-то не хватает, и с каждым годом эта нехватка будет ощущаться все острее). Неповоротлива наша школа, кондова. Тут уж не до КВНов и педагогического поиска.
Вот и выгорают учителя. И срываются на детях, ломают жизнь и себе, и подопечным. В лучшем случае учебный процесс превращается в погоню за высокими учебными результатами (в ущерб нежной детской психике) или в натаскивание на ЕГЭ, в своего рода педагогическую дрессуру. Но дети-то не зверьки, не подопытные кролики…
Впрочем, не будем отчаиваться. Правительство школы заметило. Может, скоро и услышит нас? Поможет решить наболевшие вопросы. И вот тогда наступит долгожданное светлое будущее, когда дети с охотой побегут в школу, а учителя будут встречать их с искренней радостью на порогах аудиторий.
Написано: Иван Кукумбер