Психологический клуб


АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ

Пн Окт 08, 2012 9:35

Предлагаем вашему вниманию новую статью, она размещена на сайте сибмамы http://sibmama.ru/index.php?p=adekvatnaya_ocenka, обсуждение данной темы есть на форуме http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=744427
так же вы можете задать вопросы по данной теме в комментариях этого блога.

"Как много значит в нашей жизни и жизни наших детей самооценка – то есть оценка себя, своих поступков, возможностей, качеств и места среди других людей. Адекватная самооценка - основа гармоничного взаимодействия с миром, она придает уверенность в собственных силах, позволяет ставить перед собой реальные цели и менять решения в зависимости от обстоятельств. Это здоровая критика без самоуничижения, когда ошибки — не повод для отчаянья, а лишь причина для поиска новых путей.

В основе адекватной самооценки лежит принятие самого себя, своего тела, своих особенностей характера, достоинств и недостатков. Наша способность к развитию напрямую зависит от того, насколько мы готовы взглянуть в глаза реальности и признать её как данность.
При завешенной или заниженной самооценке человек неизбежно ощущает внутренний конфликт. Ведь и в том, и в другом случае он сталкивается с реальностью, которая не совпадает с его восприятием. Люди с завышенной самооценкой склонны переоценивать свои возможности и влияние на окружающих, они сконцентрированы на себе, но у них не слишком высокая потребность в развитии. К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный?

Люди с заниженной самооценкой, наоборот, не верят в себя и свои возможности, страдают от нереализованности и склонны к самоедству. Проблемы с саморазвитием у них лежат немного в другой плоскости: они не видят в себе ресурсов менять что-то к лучшему.

Как же помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки?
Формирование самооценки начинается с самого раннего возраста и напрямую зависит от родителей. Младенец еще не ощущает себя кем-то отдельным от мамы, он воспринимает реальность через призму ее взгляда, а так же через мамино самоощущение. Насколько добр этот мир к ним обоим, любят ли маму и ребенка, беседуют ли мама и папа с ним ласково, хвалят за чудесную улыбку или постоянно недовольны его плачем и поведением? А может, равнодушны и не обращают внимания? Как мама чувствует себя рядом с малышом? В зависимости от этого малыш будут испытывать чувство комфорта и собственной значимости, либо беспокойство и неудовлетворенность происходящим вокруг и в том числе собой. Как мы видим, самооценка закладывается через эмоциональное восприятие: эмоции фиксируются и становятся той базой, на которой будет закладываться самооценка растущего человечка. Не бойтесь перехвалить своё дитя, как растение нуждается во влаге, так и младенец нуждается в любви, ласке и похвале.

Обычно у родителей не возникает особых проблем с малышами, но чем старше ребенок становится, тем он получает больше простора для самостоятельных действий, и тем критичнее начинают относиться к его поступкам родители. И вот уже вместо «Какая чудесная девочка» дочка слышит «Ай-ай-ай, как плохо писать в штанишки!», вместо «Замечательный малыш» сына отчитывают «Нехорошо лезть в мамину сумку!». Понятно, что мы не можем совсем обходиться без критики. Она является неотъемлемым кирпичиком в фундаменте воспитания. Но старайтесь давать отрицательные оценки не личности ребенка, а его поступкам. Отрицательных оценок не должно быть больше, чем положительных. И если уж вы беретесь показать малышу, что он сделал плохо, то покажите и как можно сделать хорошо. А вот хвалить можно не только его поступки, но и его самого, просто так, потому что он – ваш малыш, любимый и желанный.

Завышенная самооценка, может появиться тогда, когда любые действия подрастающего чада родители оценивают как положительные, они боятся критиковать сына или дочку, оправдывая любую оплошность детской непосредственностью, ранимостью и прочими необъективными причинами. В результате ребенок вырастет уверенным в собственной непогрешимости. Да и как ему научиться адекватно оценивать своё поведение, когда что бы он ни делал, всё одобрено заранее?

Существует и еще одна ловушка. Родители могут отзываться о ребенке только положительно, хвалить и лелеять его, но конфликтовать между собой. Если в семье отсутствует взаимоуважение, родители привыкли обвинять другу друга во всех грехах, ребенок воспринимает это как свою вину. Детям свойственно так называемое мифологическое мышление - когда ребенок думает, что все его мысли и желания могут быть воплощены в реальность и потому считает, что именно его поведение является причиной разлада. К тому же ребенок до определенного возраста отождествляет себя с одним из родителей. И потому, когда один родитель унижает другого это равноценно тому, что родители будут каждый день говорить ребенку, как он плох и ничтожен.

В подростковом возрасте появляется возможность строить самооценку на основе собственных суждений о себе самом. Включается логическое мышление, мнение о себе и своих возможностях подвергается переоценке. В дальнейшем, в течение жизни самооценка может видоизменяться, но первое эмоционально знание о себе остается базовым. Я хороший. Я плохой?

Как же узнать, какова самооценка вашего ребенка на данный момент?
Вы можете сами предложить ему небольшой тест. Нарисуйте на листке бумаги лестницу из 10 ступенек. Предложите ребенку представить, что на самой верхней ступени этой лестницы стоят самые хорошие дети, ниже чуть менее хорошие, а на самой нижней ступеньке самые плохие. На какой ступеньке, по его мнению, будет стоять он? По аналогии расспрашиваем и предлагаем разместить подобным образом на ступеньках себя между детьми самыми: сильными – слабыми, смелыми - трусливыми, умными – глупыми, добрыми - злыми. Так же спросите, где он может находиться между детьми, с которыми все хотят общаться и детьми, с которыми никто не хочет общаться. Ученикам младших классов можно предложить пару: самый лучший ученик в классе – самый худший ученик в классе. Для наглядности можно сделать несколько лестниц. Вам сразу станет понятно, склонен ли ваш ребенок занижать или переоценивать свои возможности, ведь вы то знаете насколько он добр или смел (хотя и тут порой сложно избежать субъективного восприятия). Так же вы можете посмотреть, какие черты своей личности он воспринимает наиболее болезненно. Страдает от невнимания сверстников или ощущает себя слабым?

В любом случае, если вы обнаружите какие-то проблемы, лучше прийти с этим открытием к специалистам. Главное не пытайтесь сами внушать ребенку, что он не прав и у него всё хорошо. Лучше расспросите, отчего сын или дочка решили, что они именно такие и поищите какие-то доказательства обратного. Почаще хвалите в характере ребенка положительные черты, подтверждайте, что он смелый, умный - в зависимости от ситуации. А может у него действительно проблемы с агрессией или взаимоотношениями в классе и дело не в самооценке? В детском возрасте скорректировать это, как, впрочем, и самооценку легче, чем во взрослом.

Но и во взрослом возрасте реально повысить свою самооценку.
Даже старые впечатления можно переиграть, наложить на них новый эмоциональный опыт. Если вы считает, что нуждаетесь в коррекции самооценки, обратитесь за помощью к специалисту, но можно использовать и несколько несложных упражнений:
1. Почаще хвалите себя перед зеркалом. Утром, умываясь в ванной обязательно скажите сами себе что-то приятное. Помните фильм «Самая обаятельная и привлекательная?» Да-да, нам нужно действовать по тому же принципу. Возьмите за правило несколько раз в день заглядывать в зеркало и внушать себе простые мысли: «Я успешная (ый)», «Я самая красивая (ый)», «Мне все удается легко», «Я нравлюсь окружающим». Используйте те фразы, в которых вы сейчас нуждаетесь. Чего вы хотите? Стать умнее, богаче, красивее, стройнее? Наши мысли постепенно формируют наш образ. Имейте терпение и вы заметите, как вслед за вашим восприятием в лучшую сторону меняется и ваша жизнь.
2. Заведите себе хвалебную тетрадь. Каждый вечер перед сном вспоминайте и записывайте в неё 5 (или больше) событий прошедшего дня, за которые вы могли бы похвалить себя. Пусть сперва вам будет казаться, что это какие-то мелочи, важна каждая из них. Это упражнение нужно проделывать не менее месяца. Со временем вы научитесь находить для себя слова похвалы без того напряжения, что возникало вначале.
3. Учитесь принимать комплименты. Как правило, люди с заниженной самооценкой при комплиментах краснеют, бледнеют, начинают оправдываться или обесценивать свои достоинства, за которые их похвалили. В ответ на: «Как чудесно ты сегодня выглядишь», они отмахиваются, что все дело лишь в покрое платья или удачном макияже. Останавливайте эти порывы. Научитесь не оправдываться, а говорить в ответ «спасибо». Прислушивайтесь к своим ощущениям. Что мешает вам насладиться сказанным? Подойдите, в конце концов к зеркалу, посмотрите себе в глаза и повторите вслед за тем, кто вас похвалил: «Да, я сегодня выгляжу прекрасно!»
4. Учитесь хвалить других. Мы часто проецируем на окружающих свой страх получать комплименты, потому и сами редко кого ими одариваем. Возьмите себе за правило хотя бы раз в день сказать приятное хоть одному человеку. Не нужно фальши. Наверняка в вашем окружении есть тот, кому можно отдать должное в кулинарных изысках, или похвалить цвет помады, или умение вести переговоры. Да мало ли поводов? Стоит лишь оглянуться вокруг. Особенно это актуально в отношении ваших же собственных детей. Из вам нужно научиться хвалить в первую очередь.
5. Позвольте себе делать ошибки. Люди с заниженной самооценкой склонны казнить себя за любой промах и неудачу. Посмотрите на ситуацию с юмором, найдите в ней плюсы, даже самая горькая ситуация – неоценимый жизненный опыт. А уж сколько плюсов можно найти в повседневных неприятностях! Порвали своё любимое платье – повод сделать себе приятное и купить новое, сожгли ужин – можно сходить в ресторан или заказать пиццу на дом, а может для этого вечера хватит и легкого салата, ведь вы давно хотели сбросить пару лишних кило. Если что-то можно исправить – исправляйте, нет – отпустите. Не бывает безупречных людей, ни разу не совершавших промахи.
6. Задействуйте логику. Проанализируйте качество, отравляющее вам жизнь в последнее время. К примеру, считаете себя некрасивой: что именно дает вам основание мыслить о себе в таком ключе? Может быть, вам никто не делал комплиментов? Может обзывают на улицах? Как вы себя ведете, когда считаете, что эта мысль верна? Отказываетесь от свиданий? Не ходите в гости и на вечеринки? Что было бы, если бы это качество сменилось противоположным, и вы стали бы красивой? Как бы вы вели себя? Попробуйте пофантазировать на эту тему. А потом задайте себе вопрос, действительно ли только внешность мешает вам воплотить в жизнь эти фантазии? Затем сформулируйте противоположное суждение: Я красивая! И найдите три подтверждения данному утверждению: давний поклонник, случайный комплимент... Так можно работать с любым негативным образом о себе.
7. Не откладывайте на потом, начинайте действовать прямо сегодня. И помните: Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше (Соня Хени).

 Написано: Виталия

>> Другие записи в категориях: статьи
Страница 1 из 1
Автор Сообщение

Natura
Академик
Академик

На сайте с 13.08.08
В дневниках: 7835

 СообщениеДобавлено: Пн Окт 08, 2012 14:16
Ответить с цитатой

Нарисовала дочке две лестницы. В первой она поставила себя на третью серху лестницу. А на второй поставила себя на верхнюю ступеньку к хорошим деткам. Я спросила "а почему именно вот здесь. на самом верху?", онаответила "потому что я хороший ребенок!". :ura_ura: Меня этот ответ очень обрадовал :shuffle: :shuffle:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Виталия
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 19.05.06
В дневниках: 21795
Откуда: ОбьГЭС

 СообщениеДобавлено: Ср Окт 10, 2012 11:08
Ответить с цитатой

Natura третья сверху ступенька тоже хороша ;)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion