Старшая школа
Вт Июн 04, 2013 12:15
Идти получать профессию после 9-го класса теперь считается недостойным, отсутствие высшего образования приравнивается к скудоумию. Хотя, на мой взгляд, взвешенное и осознанное решение выучиться в техникуме заслуживает большого уважения, и интеллект такого ребенка я бы оценила выше, чем того, который сам не знает, чего хочет, и учится еще два года в школе и 5 лет в каком-нибудь коммерческом вузе просто потому что так велят родители, которые, в свою очередь, обслуживают общественный стереотип о том, что хорошие родители обязаны обеспечить ребенку лучшее из возможного образование.
В итоге среднеспециальное образование идут получать не те, кто интересуется данной специальностью и мог бы успешно в ней развиваться, а те, кто оказался "недостойным" зачисления в 10-й класс. А потом наши правители удивленно жалуются нам же на нехватку квалифицированных рабочих кадров, и в качестве решения проблемы предлагают привезти еще больше гастарбайтеров. В то время как потенциалные квалифицированные кадры натужно получают ненужное им высшее образование. Часть этих ребят отчислится после 1-2 курса и пойдет работать охранниками в супермаркет.
И переубеждать людей, повышая престиж среднеспециального образования, по-моему, поздно. Нам уже успешно внушили, что у кого нет "вышки" - тот отстой. После излишней гегемонизации рабочего класса маятник качнулся в другую сторону, да еще и крепко зацепился там за что-то.
По-моему, стоит вообще отменить все особые статусы школ и вплотную заняться выравниванием уровня начального и среднего образования. И старшие классы отменить совсем. Вместо них сделать отдельные средние образовательные учреждения разной направленности. Все равно сейчас старшие классы имеют специализацию, и десятиклассники имеют некоторое представление о том, чем хотят заниматься в будущем. То есть, вместо "классов с углубленным изучением русского языка и литературы" - филологическое отделение гуманитарного колледжа, вместо "классов с углубленным изучением математики" - математический колледж и т.д.
Такой подход решил бы сразу несколько проблем. Во-первых, выпускники 9-го класса не делятся на достойных и отстойных, и не плывут по течению, а активно выбирают дальнейший путь. Во-вторых, такие учреждения имели бы больше возможности контактировать с вузами, в которых предполагается дальнейшее обучение желающих и имеющих соответствующих способности студентов, чем у каждого отдельного "специализированного класса" школы, что повышает качество подготовки. В-третьих, повысилась бы маневреность при желании сменить направление подготовки - можно при желании получить второе среднее образование с зачетом сданных предметов (и сокращением срока обучения, по аналогии со вторым высшим). Например, если человек учился в математическом колледже, а потом решил, что хочет высшее историческое образование (но достаточной подготовки для поступления в соответствующий вуз не имеет), он сможет пойти получить второе среднее образование - историческое, с зачетом оценок по точным наукам. Сейчас нельзя снова отучиться в старших классах с другой специализацией, даже за деньги, а ведь было бы очень удобно. Ну, и у тех, кто в процессе решил, что и так умный, и в вуз не хочет (или финансовое положение семьи изменилось не в пользу содержания студента), будет не два зря потерянных года, а какая-то конкретная специальность, по которой можно работать на пользу себе и обществу.