Семейный поход в горы с холодным сердцем

Сб Июл 07, 2018 16:24

Есть мечты, которые сидят в голове, свербят, заставляют что-то делать, куда-то бежать, что-то выбирать. А есть те, которые лежат себе спокойно на полочке, никуда не торопятся, а потом все складывается так, что они раз, и сбываются, как будто и без нашего участия. Когда-то еще в школе я слышала о том, что над Южным Байкалом стоит суровый хребет Хамар-Дабан, но ходят туда только избранные, потому что там страшные реки, непроходимые леса и огромные перепады высот. Ну, не для меня суровый Хамар – ну, что делать, вздохнули и пошли дальше. А потом постепенно оказалось, что, по крайней мере, в ближайшей к Байкалу части Хамар-Дабана уже есть хорошие тропы и построены многочисленные мосты. И вот уже ходят туда все желающие, и, неожиданно, суровое Прибайкалье превратилось в удобный и доступный район для походов с детьми. Ну, если, конечно, не бояться дождей, от которых никакими экотропами не спасешься.

Мы решили, что до Хамара мы уже доросли: путь по тропе в 20 км нас не очень пугает, а от дождей возьмем дождевики и большой запас времени. Так что поезд опять в Слюдянку, и, уже который раз, через туман виднеется самая южная оконечность Байкала.
Тропа на Пик Черского, высшую точку этой части Хамар-Дабана, начинается прямо из Слюдянки. В начале тропы стоит указатель с обаятельным бурундуком (хотя, по-моему, это скорее бобренок) и очень оптимистичной надписью «Добро пожаловать на пик Черского», хотя до самого пика еще километров 30.

Тропа идет вверх по реке Слюдянке. Сначала набора высоты почти нет, зато есть туман и очень сырой лес. Прямо какие-то тропические дождевые леса: дождя нет, но настолько сыро, что влага собирается на ветках и капает, капает, капает…

А еще и орхидеи! Нет, я знала, что в Сибири есть орхидные (они же венерины башмачки), но чтобы так много, да еще и разных видов рядом, это было прямо неожиданно.

По этому дождевому лесу постепенно поднимаемся вверх, тропа много раз переходит через реку, но везде есть хорошие мосты, так что спокойно идем вперед.

Тропа эта вообще ведет на метеостанцию, где можно поставить лагерь, а для желающих даже заночевать на какой-то базе. От Слюдянки до метеостанции 21 км. В первый день мы до верха не дошли совсем немного, прошли 19 км. Мы решили, что на метеостанцию нам как раз не очень-то и надо: завтра пройдем ее мимо и поставим свой лагерь повыше в горах, на Посетительском ручье: оттуда будет ближе ко всем тем местам, куда мы хотим сходить, да и народу будет поменьше. А то у метеостанции просто толпы, особенно в выходные, как мы убедились на обратном пути.

Весь день мы шли по сырому лесу, но все-таки без дождя, а как только поставили палатку - сразу начался дождь. Сидим мы, слушаем, как капли стучат по тенту, я рассказываю детям, что есть такая примета, что в походе лучше вообще не говорить про дождь и даже не произносить это слово. На это Деня предложил тогда, чтобы обмануть погоду, вместо слова «дождь» говорить «помидор». Так вот, сидим мы, слушаем, как помидор стучит по палатке, ну такой маленький совсем помидорчик. Но, надо сказать, дальше погода была, в основном, хорошая, иногда даже слишком.

На следующее утро, не торопясь, собираемся. Раз вышло солнце, я фотографирую цветочки. Пока какие есть в лесу: до альпийских лугов еще не дошли.

Последний участок перед метеостанцией тропа идет покруче вверх, но все равно достаточно спокойно, и тропа очень хорошая. И это единственная часть тропы, где нет подходов к воде: вода только в колодце у метеорологов, но до него еще надо подняться, а как раз пришла жара.
После метеостанции тропа идет вверх в сторону пика Черского, пока нам с ней по пути. Этот участок тропа идет по Старо-Комарской дороге. Это старый караванный путь, построенный еще до Транссиба для связи Сибири с Монголией и Китаем. Вот по этой старой дороге, а сейчас просто хорошей тропе мы и будем ходить большую часть времени. Дорога эта названа вовсе не в честь комаров, а в честь Комарского хребта, вдоль которого она идет, и пика Комар (старое название пика Черского). А комаров, к слову сказать, на Хамаре совсем не много. Мошки местами есть, но не так, чтобы сильно мешали. Мне кажется, у нас во дворах кусучих и то больше.

Сразу от метеостанции Старо-Комарская дорога крутыми серпантинами поднимается вверх. Вот здесь уже подъем весьма ощутимый. Зато с дороги открываются отличные виды на хребты Хамар-Дабана. Вообще вот именно ради таких видов сюда и ходят: когда стоишь на гребне, а где-то далеко хребты-хребты-хребты, сначала ярко-зеленые, а потом и тонущие в дымке. И таких видов тут будет очень много. Если, конечно, туман все не закроет.

Тропа на пик уходит круто вверх, а Старо-Комарская дорога дальше идет вдоль хребта на Восток. На пик мы пойдем потом, а пока спускаемся вниз в небольшую долинку. Нам-то тут легко идти по хорошим тропам, по хорошей погоде, а вот как же по этой дороге ходили те, кто ее прокладывали…

На Посетительском ручье находим хорошее место для лагеря: здесь мы останемся на две ночевки. И после обеда идем искать водопады. Вообще водопадов на Хамар-Дабане какое-то огромное количество! И при этом реки не уходят в каньоны, так что к водопадам можно удобно подойти.
Уже на нашем Посетительском есть целый каскад водопадов. Первый, самый большой, смотрим сначала сверху, но, как и любой водопад, в таком ракурсе он не очень интересный, поэтому аккуратно по крутой тропке спускаемся вниз по реке к основанию водопада.

Прямо под жесткой струей водопада в камнях выбита достаточно глубокая «ванна»: как раз то, чего хочется для гудящих ног в жаркий день. Так что, пока не идем дальше, а останавливаемся на купание. Вода, конечно, бодрящая!

Ниже по реке целый каскад водопадов: сначала как будто водная горка, здесь вода бежит по гладким плитам, а потом, вторым водопадом, падает с крутого уступа, разбиваясь о камни тысячами брызг, и в этих брызгах на солнце рождается радуга!

Чуть ниже наша речка впадает в Подкомарную, а на ней, судя по карте, этих водопадов еще больше. Чуть выше места слияния находим еще один огромный каскад водопадов. Мне кажется, здесь они даже больше и интереснее, чем на Кодаре, который я до этого считала самым водопадным районом!

Под большим водопадом еще большая каменная ванна внизу, здесь уже можно прямо плавать, особенно если бы вода была потеплее. Но и в такой можно с удовольствием поплескаться.

Теоретически, на этой Подкомарной еще много водопадов, но солнце уже прячется за горы, да и лезть куда-то без тропы совсем не хочется. Так что возвращаемся в наш лагерь и наслаждаемся тихим теплым вечером.

На третий день похода собираемся подняться на пик Черского. Иркутяне ходят на этот пик на выходные – утром в субботу вышли из Слюдянки, поднялись до метеостанции, в воскресенье сходили на пик и спустились вниз в Слюдянку. Мы, конечно, ходим гораздо медленнее, но у нас и цели немного другие, так что до пика мы доходим только на третий день. Хотя, по ощущениям, мы тут уже как минимум неделю гуляем.

На пик ведет хорошая тропа. Сначала круто вверх, потом по хребту уже с гораздо меньшим набором высоты. Зато с хребтов открываются прекрасные виды на Хамар-Дабан.

А уж когда тропа поднимается на второй голец, то от панорамы просто захватывает дух: где-то далеко под ногами открывается озеро Сердце. Говорят, оно такого удивительно-яркого цвета из-за того, что лежит на наледи и из-под воды блестит лед. Как-то по температуре воды мне так не показалось, но все равно, вот такое оно - ледяное сердце Хамар-Дабана.

Последний участок пути на пик идет по острому гребню, для страховки в особо крутых местах лежит трос. Для взрослого человека ничего особенного, просто аккуратно идти, держаться за трос, где надо, и все будет хорошо. Но с детьми мы не рискнули подниматься дальше: если кто-то из них оступится, то мы не сможем их там страховать, а сами они еще могут не удержаться. Ну и шли мы сюда не столько из-за пика, сколько из-за озера.

Так что к озеру мы и решаем спускаться, а пик пусть дальше стоит. К озеру от Ворого Гольца ведет хорошая тропа. Именно с нее открывается самый «сердечный» вид. Все-таки с Гольца из-за расстояния оно кажется больше треугольником, чем сердечком. А вот сбоку четко виден характерный контур.

Пока есть солнце и силы, устраиваем фотосессию на перевале.

А потом спускаемся к озеру. Спуск с перевала уже такой, скажем так, заметный, но везде есть тропа, так что потихоньку слезли. Вблизи озеро выглядит уже не таким романтичным, но все равно очень приятным.

Вода в озере, как я уже писала, холодная, но не так, чтобы прямо лед. А погода все еще очень жаркая, так что снова купаемся.

По дороге назад к лагерю снова любуемся бесконечными хребтами: в низком солнце они особенно впечатляют.

Еще раз оглядываемся на пик Черского, который пока оказался нам не по зубам, и идем обратно к нашей палаточке.

Дальше нам хотелось заночевать на перевале с романтическим названием Чертовы Ворота, чтобы любоваться уходящими хребтами не только днем по пути, но и вечером, сидя у палатки.
На этот перевал как раз и идет Старо-Комарская дорога. После перевала она тоже идет, но там внизу река Утулик со страшными бродами, так что нам только до перевала: всего часа полтора от нашей стоянки. По дороге находим еще один водопад. Он очень высокий и, возможно, один из самых интересных, но подлезть к нему сфотографировать оказывается почти невозможно, потому что он пробил себе узкое ущелье, и даже если заглянуть туда, то вся струя оказывается в глубокой тени. Так что любуемся мощью реки своими глазами, а в объектив попадает только один кадр «просто для истории».

Прямо на седловине перевала озеро, соответственно, тоже Чертово. Когда я читала про него, находила в интернете очень разные мнения: кто-то говорит, что болото поганое, а кто-то, как здорово в нем купаться в жаркий день. На деле было обнаружено сразу оба варианта. Верхний берег сильно заболочен, вот прямо до состояния поганого болота, а вот на нижнем есть отличные места для купаний. Да и вода в озере гораздо теплее, чем все предыдущее.

Погода постепенно портится, так что в озере отражается серое стальное небо, а хребты, ради которых я сюда и хотела подняться, тонут в тумане.

Где-то в долине Утулика гроза, а у нас только гром и ветер, который так приятно холодит обгоревшее вчера лицо.

На перевале очередной тайник геокешинга, он же «пиратский клад». На радость детям находим в тайнике старую монету: ну а что еще должны прятать пираты? И довольные идем жечь костер и ждать, что тучи все-таки поднимутся и покажут нам что-нибудь.
Показали они нам, в основном, ночной дождь. Хотя утром уже все было более-менее. Но мы все-таки решили выходить: все, что хотели, мы уже здесь посмотрели, а сидеть ждать идеальной погоды на перевале как-то даже глупо. Так что идем пока вниз.

Уже понятно, что времени у нас в запасе еще много и можно успеть съездить куда-нибудь еще. У нас было желание снова посмотреть Байкал, так что надо спускаться вниз в Слюдянку и ехать в другое место.
Возвращаемся по тому же пути, что и поднимались, потому что другого тут толком нет, по крайней мере, такого, чтобы были хорошие тропы. А без троп здесь ходить с детьми я не хочу совсем. Пошли мы, пошли, и поняли, что если будем идти так же хорошо, то сможем уже завтра днем быть в Слюдянке. Тем более, что дети только так бегут вперед: местами мне было сложно угнаться за Сережкой. Так что мы достаточно легко прошли обратно по Старо-Комарской дороге, мимо метеостанции и дальше вниз, еще большую часть тропы (итого за день 26 км по горам).

И все было бы легко и приятно: и погода та, что нужна, не сильно жарко и без дождя, и тропа хорошая, и настроение есть идти. Только общую картину несколько омрачало количество людей: пришли выходные и все пошли ходить по тропе. И ладно бы просто людей, но ведь с ними еще и мусор – мы на тропе собрали огромный мешок фантиков, причем они явно не лежали под ночным дождем, т.е. все принесены сегодня! Вот люди идут с маленькими рюкзаками на пару дней, и все равно у них нет сил этот мусор поднять!
А еще почему-то многие встречные считают, что если сказать ребенку, что он идет по такой тяжелой дороге, и как ему не тяжело, то станет ему легче… В общем, лучше не попадать на такие тропы в выходные.
Заночевали мы в нижней части тропы, вроде, за пять километров до Слюдянки. И думали, что утром легко и быстро дойдем. Но погода немного внесла свои коррективы. Дождь все-таки пошел, тот, которого мы все ждали. И судя по небу, лучше стать не должно было. Так что доходили мы под дождем: достаточно быстро, но не очень легко. Правда, как только вышли в Слюдянку, дождь и закончился.
С первого похода по Кругобайкалке у нас оставался непройденный кусочек: от Шарыжалгая на юг. Вот мы и решили его дойти. С одной стороны, Кругобайкалка и есть Кругобайкалка, с другой: Байкал это всегда хорошо, почему бы не погулять там? Подробный рассказ про Кругобайкалку и про то, как там ходить, я уже писала, так что повторяться не буду. https://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=651265 вот тут можно почитать.
Купили мы в Слюдянке омуля, сели на Матаню и доехали даже не до Шарыжалгая, а чуть дальше, до станции Бакланий (129 километр). Таким образом, до Ангасолки у нас получилось всего 20 км на два дня, как раз можно пройти, не торопясь. И первым делом сели мы есть этого омуля. Вообще с омулем немного непонятно: с одной стороны, вроде писали, что его ловить запретили, потому что нужно восстанавливать популяцию, с другой – в Слюдянке его как продавали, так и продают. Не знаю, как к этому относиться: и популяцию восстанавливать - дело хорошее, и рыбку вкусную хочется. Но по отношению конкретно к этим особям меня совесть сильно не мучила: оттого, что мы их не съедим, обратно в Байкал они не поплывут. Так что предаемся простым радостям прямо на берегу Байкала.

Дальше дорога по старым рельсам, через туннели, по мостам и галереям. Такая знакомая и, в то же время, завораживающая Кругобайкалка.

А Байкал все так же жив и прекрасен! И воздух на Байкале даже в жару, даже несмотря на запах шпал и железной дороги, опять такой, что кажется, что дышишь первый раз в жизни. Ну ладно, не первый: мы ведь уже были на Байкале.

И снова – берега просто усыпаны цветами, всех цветов и размеров.

А утром туман над стелется над озером, да такой, что непонятно, где вода, а где небо.

Вообще, удивительный он, Байкал. Вот смотрю я на него глазами, и, честно говоря, не могу понять, что же я в нем нашла такого, что возвращаюсь сюда снова и снова. Вот вроде озеро и озеро, ну да, большое, но не видно же его размер. А потом я ложусь на прогретую за день гальку, слушаю шум волн, и ветер приятно холодит лицо, и сразу понятно, что так и выглядит любовь, когда нельзя сказать, за что именно…
А потом я открываю глаза и понимаю, что чуть не пропустила настоящее светопреставление! Идет гроза: над берегом собираются тучи, волны становятся круче, а солнечные лучи жестче. А потом над этими скалами начинают мелькать полосы дождя. Я хватаю фотоаппарат, и бегу снимать, чтобы успеть, пока этот удивительный свет не ушел.

А потом так же бегом ставим палатку, пока из этой тучи на нас не полил дождь. Успели. А дождь все-таки был. Нет, не дождь, а стена ливня. И стук крупных капель по палатке смешивается с гулом волн и шумом ветра. А после дождя над озером встала радуга!
И не одна: весь тот вечер и утро радуги мелькали над противоположным берегом, то над одной долиной, то над другой.

А вечером цветные тучи поднялись над горами, открыв темные силуэты Хамар-Дабана. И ветер, и шуршание волн, и нерпа плещется у берега, и можно сидеть и слушать крики чаек. Видимо, это и был ответ на мои мысли о любви к Байкалу.

Вышли мы к Старой Ангасолке, посмотрели мост, и пошли вверх по тропе к станции Темная Падь, которая уже на современной ветке Транссиба. А оттуда на электричке в Иркутск.

Прогулки по Иркутску в этот раз как-то не очень меня впечатлили: все-таки после гор мне не очень хочется смотреть даже на достаточно красивые города. Но все равно походили, посмотрели, в музей сходили. Правда, Сережка, все время интересовался, сколько же километров нам придется идти от остановки автобуса до музея: вот ребенок четко знает, какие бывают расстояния.
А Ангара, конечно, хороша! И вода в ней такая прозрачная, что с набережной видно камни.

И вот уже тень нашего поезда бежит на запад где-то по лесам Красноярского края, и притихшие дети засыпают на своих полках, а мы все обсуждаем, куда же нам в следующий раз сходить в поход.

Написано: Aysa
>> Другие записи в категориях: Дети смотрят мир, Походы, Путешествия, Открываем Россию вместе

Fuckin' Princess

На сайте с 10.12.08
Откуда: Новосибирск, Центр

СообщениеДобавлено: Сб Июл 07, 2018 16:48

:give_heart: спасибо за рассказ и фотографии :give_heart: :give_heart: :give_heart:
pooha

На сайте с 13.12.11
Откуда: Ключ-Камышенское плато

СообщениеДобавлено: Сб Июл 07, 2018 20:49

как круто. :-) слов нет.)))
Natalika

Natalika
Ага, здорово :-)

sibir_veterok
Да не, мы просто так отдыхаем :haha:
maschustik

На сайте с 15.12.08
Откуда: Новосибирск, Центр

СообщениеДобавлено: Сб Июл 07, 2018 22:41

Красота! Я-то товарищ далекий от природы, плюс, у меня ещё ребёнок номер один леса боится до истерики, так что прямо вот читаю-смотрю и восхищаюсь :give_heart:
ОК'сана

На сайте с 21.11.13
Откуда: Барнаул

СообщениеДобавлено: Сб Июл 07, 2018 23:27

Чудесно как! Как будто с вами сходила.