Уронили Мишку на пол
Вс Мар 07, 2010 21:08
Нынче модно перефразировать классиков, даже если это - классики революции. Вот и я, грешным делом, позволю себе заметить, что из всех искусств важнейшим для нас является литература. Художественная литература лет до пяти воспитывает, затем способствует саморазвитию. Как важно, чтобы наши первые книжки были настоящими, талантливыми, «живыми». В.Маяковский вспоминал, что его первая книга (какая-то «Дарья-птичница») чуть не отбила охоту читать, но, к счастью, затем был роман «Дон Кихот». Наши дети начинают со стихов.
И я бы не стал поднимать тему детской поэзии, если бы случайно не прочитал недавно аннотацию к одной из книг некого В. Степанова: «Самый популярный детский поэт. Его книги издаются огромными тиражами». А рядом фотография «детского поэта», который больше похож на бандита. Что меня возмутило? Да то, что это плохой поэт. В библиотечке моей дочери нашлось немало книг этого автора. До сего момента мы с женой (оба - филологи) читали его вирши с иронией. Это образец того, как не надо писать для детей. Очень грустно, когда графоманы зарабатывают деньги на детской литературе, однако гораздо хуже, что на этих слабеньких, пустых рифмованных строчках воспитывается нынешнее поколение.
Вызывает недоумение, например, «Азбука в стихах» названного автора. Начнем с того, что до В. Степанова было создано немало таких азбук. Были причастны к подобной «просветительской» деятельности и С. Маршак, и Е. Благинина, которых я лично глубоко уважаю. Ценность таких азбук в том, чтобы представить каждую букву с различных сторон: звуковой, графической; наполнить внутренней формой. Классики жанра представляют образцы поэтического творчества, безупречные с точки зрения формы и содержания, например:
Варежки у
Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
(Е. Благинина)
Это всегда открытие, звуковая игра, жонглирование смыслами. А вот что делает В. Степанов:
Ж – усатый, важный жук –
В желтых крапинках сюртук.
Ключом его я завожу,
И он ползет: - Жу-жу! Жу-жу!
С точки зрения содержания – банально, детский лепет. С точки зрения формы - неточные рифмы; автор в катрене (!) не в состоянии держать ритм. Или:
Яхта парус поднимает,
Ветер парус надувает
И к далеким берегам
Гонит яхту по волнам.
Любой человек, знакомый с основами стихосложения, знает, что это слабые рифмы. Я уж не говорю о «чрезвычайно ценных мыслях, представленных в произведении». Позволю себе также оставить без комментариев следующий «шедевр»:
Акробат мой, акробат,
Ножки, как пружинки.
Он, как мячик, прыгать рад
На спине у свинки.
Свинка хлопает ушами,
Ей играть занятно с нами.
Мы наблюдаем у В. Степанова бесконечное перепевание известных тем: «Игрушки» и «Зверушки». Больше не о чем писать? Но что мы хотим от автора, который рифмует километрами и издается миллионными тиражами? И таких авторов сейчас расплодилось великое множество.
А что предлагаю я, к чему призываю? Читать с детьми хорошую литературу: лучшее у К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, Е. Благининой, О. Александровой, В. Берестова, всё – у А. Барто (считаю ее лучшим детским автором). Потрясающий детский поэт (кстати, мой земляк) – Т. Белозеров. Этот автор мастерски, тонко и в то же время по-детски наивно рассказывает о природе родного края.
Итак, приходится констатировать, что в эпоху рыночных отношений «мишку детской литературы», увы, уронили. Поднимут ли?
И я бы не стал поднимать тему детской поэзии, если бы случайно не прочитал недавно аннотацию к одной из книг некого В. Степанова: «Самый популярный детский поэт. Его книги издаются огромными тиражами». А рядом фотография «детского поэта», который больше похож на бандита. Что меня возмутило? Да то, что это плохой поэт. В библиотечке моей дочери нашлось немало книг этого автора. До сего момента мы с женой (оба - филологи) читали его вирши с иронией. Это образец того, как не надо писать для детей. Очень грустно, когда графоманы зарабатывают деньги на детской литературе, однако гораздо хуже, что на этих слабеньких, пустых рифмованных строчках воспитывается нынешнее поколение.
Вызывает недоумение, например, «Азбука в стихах» названного автора. Начнем с того, что до В. Степанова было создано немало таких азбук. Были причастны к подобной «просветительской» деятельности и С. Маршак, и Е. Благинина, которых я лично глубоко уважаю. Ценность таких азбук в том, чтобы представить каждую букву с различных сторон: звуковой, графической; наполнить внутренней формой. Классики жанра представляют образцы поэтического творчества, безупречные с точки зрения формы и содержания, например:
Варежки у
Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
(Е. Благинина)
Это всегда открытие, звуковая игра, жонглирование смыслами. А вот что делает В. Степанов:
Ж – усатый, важный жук –
В желтых крапинках сюртук.
Ключом его я завожу,
И он ползет: - Жу-жу! Жу-жу!
С точки зрения содержания – банально, детский лепет. С точки зрения формы - неточные рифмы; автор в катрене (!) не в состоянии держать ритм. Или:
Яхта парус поднимает,
Ветер парус надувает
И к далеким берегам
Гонит яхту по волнам.
Любой человек, знакомый с основами стихосложения, знает, что это слабые рифмы. Я уж не говорю о «чрезвычайно ценных мыслях, представленных в произведении». Позволю себе также оставить без комментариев следующий «шедевр»:
Акробат мой, акробат,
Ножки, как пружинки.
Он, как мячик, прыгать рад
На спине у свинки.
Свинка хлопает ушами,
Ей играть занятно с нами.
Мы наблюдаем у В. Степанова бесконечное перепевание известных тем: «Игрушки» и «Зверушки». Больше не о чем писать? Но что мы хотим от автора, который рифмует километрами и издается миллионными тиражами? И таких авторов сейчас расплодилось великое множество.
А что предлагаю я, к чему призываю? Читать с детьми хорошую литературу: лучшее у К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, Е. Благининой, О. Александровой, В. Берестова, всё – у А. Барто (считаю ее лучшим детским автором). Потрясающий детский поэт (кстати, мой земляк) – Т. Белозеров. Этот автор мастерски, тонко и в то же время по-детски наивно рассказывает о природе родного края.
Итак, приходится констатировать, что в эпоху рыночных отношений «мишку детской литературы», увы, уронили. Поднимут ли?
Написано: Иван Кукумбер