Частный ясли-сад VipBaby дневник


Соционический тип ребенка

Чт Авг 28, 2014 11:32

[ Счастливое Настроение: Счастливое ]
[ Работаю Сейчас: Работаю  ]

ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЗНАТЬ СОЦИОНИЧЕСКИЙ ТИП РЕБЕНКА


Каждый ребенок наделен от природы определенными внутренними и внешними особенностями, способностями и потенциалом. Одни дети от природы очень любознательны — все хотят поисследовать, со всем поэкспериментировать. А другие, наоборот, любят созерцать, медлительны, неспешны, зато везде могут устроиться с уютом и комфортом. То есть у каждого — свои природные характерные черты и ритмы. Кто-то в любой песочнице идет со всеми знакомиться и общаться, а кому-то хорошо сидеть в уголке со своим куличиком. Кого-то тянет рисовать, а кого-то покомандовать. Кому-то нравятся конструкторы и пазлы, а кто-то легко и непринужденно устраивает театр одного актера. У каждого свой психотип — это то, что от природы естественно и свойственно человеку, то, что дано ему от рождения. И уже в самом юном возрасте это все хорошо видно. То есть мы уже рождаемся с определенными предпочтениями, с заданной программой, которая заложена как «прошивка», как некий фундамент наших качеств и черт характера, естественного поведения.

Пример. У нас еженедельно проходят консультации детей по профориентации, и есть единый набор игрушек, который мы предлагаем каждому пришедшему ребенку. И уже поэтому накоплены интересные наблюдения и выявлены закономерности — как дети с разными психотипами взаимодействуют с этими игрушками и как, собственно, психотип порой влияет на их выбор. Например, дети, для которых от природы характерно тонкое чувствование эмоций и отношений, часто с неохотой берутся за коробку с разнообразными куклами, мишками и мультяшными персонажами. Как вы думаете, почему? Да потому, что на консультации в комнате есть незнакомые люди (эксперты, которые проводят соционическую диагностику), и это вызывает подчас гораздо больший интерес у таких детей — установить с новыми «тетями» эмоциональный контакт. Хотя при желании они могут устроить и бурную дружбу между всеми игрушками, всех их воспитать, всем посочувствовать.

Можно сказать, что эти естественные предпочтения — разные у разных детей — это определенный склад, природа, тип, как вам больше нравится. И в этой заданной от природы «прошивке» есть не один слой, там много составляющих. В том числе там есть те особенности, которыми ребенок обладает для обработки информации. Разные дети имеют разные потенциалы, чтобы воспринимать ту или иную информацию многогранно, объемно — это то, что в соционике называется тип информационного метаболизма (соционический тип, или сокращенно ТИМ), та самая операционная система, глубинная «прошивка», которая обуславливает предпочтения одних сфер информации и игнорирование других.



Так вот, родители очень часто имеют иной психотип, для них более естественно видеть объемно иные темы и сферы, чем для ребенка. И возникает ожидание от ребенка такого же понимания. А его не происходит, сколько бы ни пытались обучать. Здесь и формируется первая причина того, почему ценно знание, что ребенок от природы другой и в чем он другой, осознание размера и масштабов этой разницы. Да, мы разные, и в ряде моментов не понимаем друг друга, а по этой причине регулярно возникает конфликтное общение, стресс для одного или обоих участников коммуникации. И порой знание закономерных типовых нестыковок или особенностей между типами мамы и ребенка снимает ряд острых моментов во взаимодействии и привносит понимание.

Пример. Мама привела сына 6-ти лет на соционическую консультацию с желанием понять причину одной стабильной реакции ребенка: он отказывается идти, протестует, плачет, когда они собираются на какую-либо культурную программу (цирк, театр, кино). Но когда она его туда все-таки приводит, он втягивается и всем доволен, веселится и радуется. Мы определили психотипы мамы и ребенка, и стала понятна причина такой реакции. Для мамы свойственно все делать в последний момент — спонтанно и быстро (тип — Бальзак), и сыну она также преподносит информацию в последний момент. Это ее типовая информационная особенность, А вот психотип ребенка в отношении всего нового требует иного, ему важно заранее знать, куда они собираются идти, и длительное время настраиваться на предстоящий культурный поход (тип — Максим). И тогда не будет возникать реакция со слезами и протестами. Это характерная для его типа особенность, не зависящая от возраста.

Между определенными типами существуют закономерности интертипных отношений, и если их учитывать (не важно, через осознанное знание или просто по наитию), то конфликтные моменты будут сглаживаться.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: знание соционического типа ребенка и родителя позволяет осознать, в чем они разные, каких особенностей во взаимодействии не избежать и что нужно учитывать для облегчения общения, контакта.

Какие-то черты ребенка родителей радуют, они им понятны, вызывают умиление и одобрение, порой даже гордость и восхищение своим чадом. Понятные и ценные для них проявления ребенка активно поддерживаются. Но часто есть моменты, которые вызывают непонимание и, в силу этого, беспокойство, дискомфорт. Родители не знают причину таких проявлений, для них самих не свойственных, и начинают их ограничивать, пресекать, еще хуже — за них наказывать. Или порой стыдятся, боятся, не знают, что с этим делать, и ребенок так или иначе начинает ощущать, что эта его способность, особенность родителями не поддерживается. Пусть даже сначала это происходит просто как реакция — без слов, реакция неприятия от родителей. Хотя чаще это очень быстро перерастает в предмет воспитания и попытки переделать свое чадо. Его проявления переводятся в понятные и удобные: вот такой ты нам нравишься, а такой ты плохой, такого тебя не любим. Конечно, речь идет не о хулиганстве и не о том, что любое наказание — это подавление личности. Но часто бывает, что не одобряется то, в чем родители и ребенок разные.

И даже если это не выливается в переделку и форматирование ребенка «под себя», можно просто не заметить, проигнорировать ряд проявлений, опять же в силу того, что не понятно, что с этим делать. А ведь часто в этих проявлениях ребенка живет тот потенциал, те сильные стороны, которые позволяют потом реализовать творческий ресурс. Именно там могут залегать сокровища, дарования взрослеющего человечка, связанные с его будущей профессиональной реализацией.



Пример. Мама девочки очень хорошо и готовила, и шила, и всегда проявляла интерес к разного рода рукоделию. Люди такого типа с самого детства имеют гораздо более подвижную и выраженную моторику рук по сравнению с другими. Для ее психотипа очень естественно терпение, усидчивость. Таким людям легко ощущать материалы, фактуры, работать руками, преобразовывать пространство — в этом, в том числе, и их точка реализации (тип — Драйзер). Поэтому для нее этот слой реальности, эти темы, эта информация казались простыми, естественными, ценными, ПОНЯТНЫМИ. И когда ее дочь тоже стала показывать некие результаты в рукоделии, то мамой это очень ценилось, превозносилось, акцентировалось. Дочери она прочила уже успешное будущее, связанное с работой ручками. И при этом мамой так не ценились те результаты, которые были для психотипа ее ребенка более естественны — исследования окружающей действительности, поиски невероятных решений обычных задач (тип — Дон Кихот). Просто маме это не было так понятно и очевидно, как некоторые успехи в рукоделии. Поэтому когда встал вопрос выбора профессии, то у дочки дилемма — пойти туда, где есть интерес личный, но мама такой вариант не поддерживает, или пойти туда, где ручками вроде что-то получается и будущее светлое мамой обрисовано, но не преувеличена ли мамой склонность к рукоделию, да и с усидчивостью большие проблемы… Вот здесь велик шанс выбрать не свою дорожку.

ВЫВОД ВТОРОЙ: знание соционического типа ребенка позволит сохранить тот потенциал, который может быть иным, чем у родителя, и в силу этого может быть не замечен и не раскрыт вовремя.

А еще бывает, что таким непониманием родителей подрываются элементарные способы защиты и уверенность в себе. Происходит это потому, что в нашем психотипе закладываются не только сильные стороны для реализации в деле, но и способы отстаивания себя в этом мире. Они у всех разные, и для каждого естественен свой типичный способ удержания своих личных границ и их защиты.



Пример. На соционическую консультацию как-то пришел взрослый человек, который в ситуациях защиты начинал нервничать, пыхтеть, потеть, и это все казалось неестественным, потому что это — сильный, крупный мужчина, хорошо владеющий своим телом и пространством, комфортно его занимающий (тип — Габен). Для его психотипа вполне естественно, когда нужно кого-то поставить на место, говоря образно «стукнуть кулаком по столу» без лишних разговоров, но никак не истерично паниковать. На консультации обнаружилось, что просто у его мамы подобный способ защиты — для него естественный от природы — находится в болевой точке, приносит дискомфорт для ее психотипа. Всю жизнь он испытывал ограничение своих проявлений так называемой волевой сенсорики в ситуации защиты, и стало понятно, почему человек так старательно избегает в жизни отстаивать позиции, не продвигается выше в своих желаниях. Это происходит просто потому, что он запрещает себе после протестующих реакций мамы проявлять свои естественные защитные механизмы. Сам себя сильно ограничивает.

Ребенку дают понять, прочувствовать, что одна часть его личности нормальная, и даже хорошая, а другая — неприлична, недостойна проявления. Конечно, получая такую обратную связь изо дня в день, ребенок со временем вырабатывает неуважение к этим своим сильным сторонам и предпочтениям. Он сам начинает подавлять, игнорировать и не замечать то, что в нем сильное, но просто не ценится родителями потому, что они этих чуждых для них проявлений не понимают. И повзрослевший человек уже сам начинает ощущать — такое в себе допускать нельзя, табу. А это всего лишь типичное естественное проявление, которое позволяет себя защищать и чувствовать сбалансировано, — просто маме оно приходилось на точку крайнего неприятия и непонимания. Самоподавление естественного налицо.

ВЫВОД ТРЕТИЙ: знание соционического типа может уменьшить количество неврозов у растущего человечка.

Очень частая причина обращения к диагностам-соционикам, — это выбор направления развития ребенка, подбор подходящих ему целенаправленных развивающих программ. Ведь особо заботливые родители стараются многосторонне развивать свое любимое сокровище, так, что у него совсем не остается детства. Каждый день — разные кружки и секции, и ребенок уже как маленький серьезный старичок — кругозор его ширится, а тяжесть от обязанностей все сильнее наваливается. Знание соционического типа подсказывает, как сфокусироваться на важном, и отказаться от того, что не станет для ребенка подспорьем в самоощущении или в профессии. Это позволяет освободить время для детства и не упустить развитие ключевых компетенций, распыляясь на все возможное в современном мире изобилие направлений развития.



Пример. Не так давно на соционическую консультацию папа привел сына, в котором души не чает, и развитием которого очень активно и много занимается. Перед нами сидел скованный, зажатый юноша, и на первый взгляд это вызывало недоумение — при такой-то любви, родительской заботе, откуда такая неуверенность в себе?! Но после типирования все стало понятнее: сын — прирожденный психолог (тип — Достоевский), а папа по своей натуре — воин (тип — Максим). Мальчика он воспитывает «настоящим мужчиной» в своем понимании, по логике и воле. А юноша внутренне ощущает, что не дотягивает до папиных ожиданий (да и не может — у него информационная природа другая), и от этого возникает внутреннее напряжение. Спасибо этому папе, что у него возникло понимание и желание сделать свои усилия и свой вклад в ребенка более точно направленными.



Вкладываться активно и много в детей — да! Но практика показывает, что «не всегда в коня корм»… Знание о существовании разных типов информационного метаболизма может стать особенно полезным при большой заботе о детях и внимании к ним. Кроме того, у каждого типа помимо сильных, есть и слабые стороны, и если их случайно начать развивать, то погаснут настоящие таланты, а придуманные не разовьются выше пользовательского режима. И эти нюансы тоже полезно знать, чтобы не обрекать ребенка на будущее профессиональное существование в режиме исполнителя, а не творца.

ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ: знание соционического типа поможет сфокусировать родителям выбор развивающих программ.

И, наконец, в качестве последней, но самой очевидной причины необходимости определения психотипа ребенка будет названа собственно сама профориентация: какую профессиональную дорожку выбрать и куда дальше идти учиться после школы. Тенденции последних изменений программ школьного образования будут вынуждать определяться с профессиональной специализацией все в более и более раннем возрасте. И эту проблему значительно облегчает существование соционического знания — в нем есть ценнейшие подсказки по тем сильным сторонам человека, которые в определенных возрастных периодах могут быть не так очевидны. А ведь существуют давно изученные закономерности развития и наполнения нашей информационной природы, и специалисты все эти моменты смогут учесть и дать корректировки порой крайне неверно выбранным родителями для своего чада векторам профессионального развития.

Пример. Удивительно выразительными бывают ТИМные проявления, когда они не зажаты и открыто проявлены. Юноша-старшеклассник на типировании отвечает на вопрос — справедливы ли учителя в школе, защищал ли он третьих лиц в ситуациях несправедливости — в следующем ключе: «То, как я понимаю справедливость, мне проще вам на примере пояснить: возьмем одно предприятие, оно исправно платит налоги, продуктивно работает, прибыль высокая. Но вот происходит рейдерский захват, это справедливо? Давайте посмотрим с точки зрения отдельного предприятия, конкурента и государства на этот момент…» Неискоренимая экономика — даже личные чувства и восприятия проще проиллюстрировать через предпринимательские примеры (тип — Джек). А родители склоняют мальчика к выбору специальности «психолог».



Родители, бывает, такого ребенка могут записать в гуманитарии, а огромный его потенциал таится именно в сфере бизнес-технологий, в нем с пеленок неискоренимая живая экономика и соответствующий масштаб. Печально, но без доверия ребенку и знаний об информационной «врожденной» специализации родители этого порой не замечают и направляют в «психологи». На консультации были расставлены иные акценты по сильным сторонам данного юноши.

ВЫВОД ПЯТЫЙ: допустить меньше ошибок в выборе профессии и образовании — основная и самая очевидная причина необходимости определения соционического типа.

Перечисленные выше проблемы можно решить благодаря типированию — определению соционического типа ребенка и психотипа родителей и выявлению общих закономерностей развития отношений между ними, что, как правило, осуществимо в рамках одной соционической консультации.
Как правильно себя вести в переходные периоды ребенка(в 3года,7 и 11 лет?)
Как правильно реагировать на капризы или агрессию ребенка?
Рождение второго ребенка,и ревность первого?
Развод,переезд,адаптация в детском саду(подбор индивидуальной схемы)
Профориентация(какие кружки посещать ребенку для развития потенциала и раскрытия таланта)Выбор профессии.
ПСИХОСОМАТИКА,и как ее избежать?
Такие консультации проводятся у нас в детском саду "VipBaby" для каждого желающего родителя БЕСПЛАТНО!!!
Для остальных родителей можно записаться на консультацию по тел: 380-39-36 (стоимость 3.000 рублей)

Здоровья Вам и Вашим деткам!
К вашим услугам
Марина Геннадьевна


>> Другие записи в категориях: Статьи
Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения:   
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion