Дальневосточные каникулы. Часть девятая. Харбин.
Пт Окт 01, 2010 21:09
Харбин встретил нас практически родной погодой - прохладно и очень сухо.


Итак, Харбин, центр самой северной и малолюдной



Харбин вызывает у меня особые чувства. Потому что история этого города удивительна. Потому что это когда-то была частичка России в чужой стране, частичка той самой России, которая ушла от нас почти сто лет назад. Потому что этот город еще долгие годы хранил то лучшее, что мы потеряли в 1917... Сейчас Харбин - настоящий китайский город, но частичка русской души в нём живёт по-прежнему.
Харбин был основан в 1898 году, в связи со строительством Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), и стал её центром.
Если кто забыл - КВЖД была частью Транссибирской магистрали, но проходила не по российской, а по китайской территории. В связи со строительством земли, по которым проходила дорога, были отданы России в долгосрочную концессию, поэтому и Харбин был полностью российским городом, совершенно официально. Проект был выгоден обеим сторонам: Россия получала более прямой путь к океану, а Китай - средства для развития запущенных северных территорий. Надо сказать, что Китай в конце 19 - начале 20 века переживал не лучшие времена и был слаборазвитой страной, - внимание!!! - наводнённой дешевыми некачественными товарами со всего мира. Как сказала наша Светлана: "Неплохо они отомстили всему миру, да?

Если интересно -
краткая история КВЖД .
Таким образом, Харбин строили наши соотечественники, и они же тут хозяйничали и управляли городом до начала 1920-х годов.
Наиболее известным управляющим КВЖД (с 1902 года и до конца русской истории КВЖД) и харбинском градоначальником был Дмитрий Леонидович Хорват (25.07.1858-16.05.1937), инженер, генерал-лейтенант. Его до сих пор тепло вспоминают в Харбине. Говорят, Хорват был не только хорошим инженером, но и феноменальным руководителем. Будучи сам очень порядочным и очень организованным человеком, он требовал того же от подчинённых, и держал в идеальном порядке вверенное ему хозяйство не только в относительно благополучные годы до революции, но и в годы смуты. Подчинённые его обожали, а жители Харбина всегда говорили в шутку - "мы все подданные Счастливой Хорватии". После смены власти в России Хорват не сразу, но принял сторону белого движения (Колчака) и остался в Китае навсегда. Китайцы в конечном итоге отняли у России дорогу и сместили Хорвата с поста руководителя КВЖД, но тем не менее Дмитрий Леонидович пользовался огромным уважением у китайской стороны - с 1931 года он был назначен советником Маньчжурского правительства по КВЖД. Умер Хорват в Пекине в 1937 году и единственный из светских россиян похоронен на территории Русской Православной миссии в Пекине.
Послереволюционная жизнь Харбина знаменита тем, что город стал восточным центром русской эмиграции, городом русской интеллигенции и культурной элиты. Здесь бывали Вертинский и Шаляпин, в Харбине вырос Олег Лундстрем, основатель и руководитель знаменитого джазового оркестра...
К сожалению, в этот раз мы были в Харбине всего несколько часов, и те в основном тёмным вечером. Поэтому я решила слукавить, и разместить дополнительно некоторые фото, сделанные нами три года назад - тогда мы были в Харбине аж два дня, посетили много экскурсий.
Центром русской памяти в Харбине является, безусловно, Софийский собор.

К сожалению, наша страна никогда особо не заботилась о своих соотечественниках и культурном наследии за рубежом. Софийский собор уцелел чудом. Внутри (да и снаружи) он весь ободран, и собором уже давным-давно не является. Несколько лет назад российские власти заинтересовались судьбой собора, был заключён ряд соглашений с китайской сторооной, и в настоящее время в соборе находится в стадии создания музей истории Харбина.
Одна из фотографий музея - Харбин начала 20 века.

Макет первого вокзала, центральные улицы Харбина, церковь Святого Николая в начале 20 века. Сейчас облик улиц вокруг вокзала совершенно другой, а церковь была разрушена в годы Культурной революции.

Вокзал сегодня (видите: три иероглифа Ха-ер-бин


Современный Харбин. Фото сделано в 2007 с Харбинской телебашни (вторая по высоте в мире, если не ошибаюсь, по архитектуре сделана как подражание Эйфелевой).

О русских в Харбине напоминает также русское кладбище и пешеходная улица, называемая неофициально Арбатом, на которой почти полностью сохранены постройки русских основателей города. На кладбище, к сожалению, мы так и не побывали - кладбище, как и собор, было долгое время заброшено, и только сейчас его стали восстанавливать. Там много захоронений русских эмигрантов, а также русских солдат, освобождавших Китай в годы второй мировой. В этот раз мы приехали в Харбин, когда уже темнело, как-то уже было не до кладбища.

Зато по Арбату мы прогулялись от души и в 2007, и сейчас. Тем более, что в этот раз гостиница, где мы ночевали, была на самом Арбате.
Особые мои чувства к Харбину связаны еще и с тем, что он мне здорово напоминает Новосибирск - а это так приятно вдалеке от родного города. Особенно это касается Арбата, что неудивительно - годы постройки одни и те же, русская архитектура начала 20 века.

Ну чем не Красный проспект?



А это вам ничего не напоминает?


Памятник борцам с наводнениями на Сунгари (вид со стороны реки). К сожалению, уже темнело, поэтому фото не очень.

Ну а это, видимо, сами борцы с наводнениями. Особенно мелкий.


Гуляя около памятника, мы увидели интересную картину: конкурс каллиграфии на асфальте. Все желающие могли потренироваться в искусстве писать иероглифы. Участвовали в основном старички и старушки.


Пока мы дошли до Сунгари и пошли обратно, совсем стемнело. А темнеет в Харбине рано (в начале сентября - в 6 вечера), потому что единое китайское время опережает здесь астрономическое часа на два или даже три. Вечером памятник со стороны пешеходной улицы выглядит вот так:

Вечерний Арбат



Гуляя по вечернему Арбату, мы набрели на пивной фестиваль.


Арбат утром, вид от гостиницы.

Утром мы отправились в аэропорт. За те полчаса, что мы там просидели перед вылетом в Хэйхе, наши туристы обнаружили в зале ожидания мини-магазинчик, в котором среди прочего продавалась полукопченая колбаса совершенно русского вкуса (еще один привет от КВЖД


Табло вылетов в аэропорту. Кто прочтёт направления рейсов?


В Хэйхе наш путь лежал на таможню. Но не сразу, а через так называемый "остров". "Остров" - это площадь перед таможней (действительно отделена протокой от города), на которой расположены крупные торговые центры. В этих центрах затариваются многие челноки, а также желающие туристы перед возвращением на родину. Поэтому проехать мимо нам не удавалось ни разу. Я шопинг на острове не просто не люблю - ненавижу. Мало того, что там тебя обманывают на каждом шагу (уже писала много выше, шопинг в Хэйхе - это высокий риск, и к нему нужно заранее готовиться, собирать информацию), так еще и просто поглазеть не удастся - торговцы именно в этом месте приставучие до умопомрачения, хуже цыган.

Знакомьтесь: наша гид Светлана Всеволодская. Собственно это не я - она тут всё рассказывает.


Ну а этот финишный (во всех смыслах) образчик китайского русского придется спрятать под спойлер.

Скрытый текст: |
И вот шопинг закончен, китайская таможня пройдена, и - ура! - мы плывём на родину! Вы не представляете, как радует глаз этот вид с китайского берега после двух недель даже на самом лучшем курорте.

