Психологический анализ сказки "Глупый мышонок" С.Я.Маршака
Пт Мар 16, 2012 16:01
Этим постом я начинаю серию под названием "Анализ сказок и стихов".
Так как мне приходится десятки раз перечитывать одни и те же сказки и стихи, то я начинаю задумываться над смыслом, который не лежит на поверхности, начинаю обращать внимание на отдельные фразы, слова, которые раньше не замечала.
Итак, перед нами одна из известнейших сказок С.Я. Маршака. Кто её не знает? (если не знаете, прочитайте).
Я буду кратно пересказывать сказку и вставлять свои ремарки.
Смысл сказки в том, что маленький ГЛУПЫЙ мышонок отказывается слушать мамину колыбельную, ему не нравится её писк. Мало ли что нам в нашей маме может не нравится. Это похоже либо на достаточно раннее поведение, когда малыш начинает проявлять своё "Я": не хочет есть кашу, которую предлагает мама; хочет идти самостоятельно, без помощи; протестует против маминых уговоров и предложений. В то же время очередное отделение от родителей, свержение этих всемогущих богов с небес происходит в подростковом возрасте. Претензия мышонка к маме похожа больше на критику подростков, когда они стесняются своих мам и предъявляют множество требований к ним.
Мама-мышь (не задумываясь, не "нажав на паузу", как мне показалось) бросается искать няньку, которая удовлетворила бы желание ребёнка. Такое впечатление, что этот мышонок уже не в первых раз выдвигает свои желания, и мама привыкла их добросовестно выполнять, никак не ограничивая.
Если пофантазировать, можно представить такую маму-мышку, покупающую незапланированную игрушку бьющемуся в истерике дитя в детском магазине. Мышь обегает множество зверей, птиц и рыб в округе. И каждая нянька чем-то не устраивает разборчивого мышонка. Такое подозрение, что ему просто не хочется спать.
Мама-мышь в погоне за лучшей нянькой вообще перестаёт контактировать с реальностью также, как и со своей интуицией и материнским инстинктом, так как обращается за помощью к кошке. Такой маме сложно понять истинные потребности своего ребёнка (например, в защите, безопасности) и свои собственные. Что приводит её к ГЛУПЫМ поступкам. Мышонок в силу своего возраста не может оценить опасность или безопасность своих просьб и действий. Именно для этого ребёнку нужны родители, которые несмотря на крики и вопли малыша, не разрешат ему бегать зимой без шапки, есть электрические провода и стиральный порошок. Даже если ребёнку очень нравится кошкина песенка.
Мама-мышь, возможно, настолько устала, что готова бездумно выполнять его просьбы. В чём-то это легкий путь.
Более сложный путь - путь выставления границ. Когда в чём-то приходится отказывать ребёнку, даже если он плачет, ругается. Потому что мы знаем, зачем это делаем. Ребёнок живёт сиюминутными переживаниями. Родитель может просчитать ситуацию на день-два-месяц-год. Если мама или папа сомневаются в полезности своих действий, то свои изначальные запреты они снимают, потому что устали держать границу. И ребёнок понимает, что если он усердно, долго будет кричать, плакать, биться головой о стенку, то в конце концов родители сдадут свои позиции. Если же вы твёрдо будете знать что является благом для ребёнка, а что - вредом, то будет легче обозначать свою границу, и ребёнку придётся смириться. Сначала он может испытывать обиду, злость, возмущение, но если альтернатива - быть съеденным кошкой, то (может не сейчас, а через много лет) он будет вам благодарен за то, что вы его уберегли.
Маме-мышке возможно помогла бы мысль, что маму её ребёнок уже выбрал. Какая бы она у него не была. И её ответ сыну: "Какой уж есть у меня голос, таким и пою, другого нет" донёс бы что-то важное до него. Не поспал бы он пару часов ночью, и что же? Всё равно сон бы сморил его, даже и без маминой колыбельной.
Вот такая сказка, которая учит быть УМНОЙ мамой, даже если это трудно.
Так как мне приходится десятки раз перечитывать одни и те же сказки и стихи, то я начинаю задумываться над смыслом, который не лежит на поверхности, начинаю обращать внимание на отдельные фразы, слова, которые раньше не замечала.
Итак, перед нами одна из известнейших сказок С.Я. Маршака. Кто её не знает? (если не знаете, прочитайте).

Я буду кратно пересказывать сказку и вставлять свои ремарки.
Смысл сказки в том, что маленький ГЛУПЫЙ мышонок отказывается слушать мамину колыбельную, ему не нравится её писк. Мало ли что нам в нашей маме может не нравится. Это похоже либо на достаточно раннее поведение, когда малыш начинает проявлять своё "Я": не хочет есть кашу, которую предлагает мама; хочет идти самостоятельно, без помощи; протестует против маминых уговоров и предложений. В то же время очередное отделение от родителей, свержение этих всемогущих богов с небес происходит в подростковом возрасте. Претензия мышонка к маме похожа больше на критику подростков, когда они стесняются своих мам и предъявляют множество требований к ним.
Мама-мышь (не задумываясь, не "нажав на паузу", как мне показалось) бросается искать няньку, которая удовлетворила бы желание ребёнка. Такое впечатление, что этот мышонок уже не в первых раз выдвигает свои желания, и мама привыкла их добросовестно выполнять, никак не ограничивая.
Если пофантазировать, можно представить такую маму-мышку, покупающую незапланированную игрушку бьющемуся в истерике дитя в детском магазине. Мышь обегает множество зверей, птиц и рыб в округе. И каждая нянька чем-то не устраивает разборчивого мышонка. Такое подозрение, что ему просто не хочется спать.
Мама-мышь в погоне за лучшей нянькой вообще перестаёт контактировать с реальностью также, как и со своей интуицией и материнским инстинктом, так как обращается за помощью к кошке. Такой маме сложно понять истинные потребности своего ребёнка (например, в защите, безопасности) и свои собственные. Что приводит её к ГЛУПЫМ поступкам. Мышонок в силу своего возраста не может оценить опасность или безопасность своих просьб и действий. Именно для этого ребёнку нужны родители, которые несмотря на крики и вопли малыша, не разрешат ему бегать зимой без шапки, есть электрические провода и стиральный порошок. Даже если ребёнку очень нравится кошкина песенка.
Мама-мышь, возможно, настолько устала, что готова бездумно выполнять его просьбы. В чём-то это легкий путь.
Более сложный путь - путь выставления границ. Когда в чём-то приходится отказывать ребёнку, даже если он плачет, ругается. Потому что мы знаем, зачем это делаем. Ребёнок живёт сиюминутными переживаниями. Родитель может просчитать ситуацию на день-два-месяц-год. Если мама или папа сомневаются в полезности своих действий, то свои изначальные запреты они снимают, потому что устали держать границу. И ребёнок понимает, что если он усердно, долго будет кричать, плакать, биться головой о стенку, то в конце концов родители сдадут свои позиции. Если же вы твёрдо будете знать что является благом для ребёнка, а что - вредом, то будет легче обозначать свою границу, и ребёнку придётся смириться. Сначала он может испытывать обиду, злость, возмущение, но если альтернатива - быть съеденным кошкой, то (может не сейчас, а через много лет) он будет вам благодарен за то, что вы его уберегли.
Маме-мышке возможно помогла бы мысль, что маму её ребёнок уже выбрал. Какая бы она у него не была. И её ответ сыну: "Какой уж есть у меня голос, таким и пою, другого нет" донёс бы что-то важное до него. Не поспал бы он пару часов ночью, и что же? Всё равно сон бы сморил его, даже и без маминой колыбельной.
Вот такая сказка, которая учит быть УМНОЙ мамой, даже если это трудно.
Написано: White flower