Ребёнок рисует чёрной краской
Ср Мар 21, 2012 15:03
Часто вижу, как мамы бурно реагируют на чёрный карандаш и чёрную краску в руках у ребёнка.
О ужас!! Ребёнок не выбирает такой миленький зелёный или жизнерадостный жёлтый цвет!!! И мамы пытаются перенаправить ребёнка "Нет, давай возьмём другой цвет!", как будто от этого что-то изменится. Понятно, что чёрный цвет ассоциируется в нашей культуре со смертью, неприятными переживаниями. Сравните фразы: "видеть мир в розовом цвете" или "видеть мир в чёрно-белых тонах".
Инстинктивно, мы избегаем соприкосновения со сложными переживаниями. Хочется, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя хорошо,а для многих это значит: не злился, не обижался, не грустил. Лишь иногда ему позволяется устать.
В своё время меня поразили результаты одного исследования, в котором говорилось, что дети дошкольного возраста могут переживать депрессию. То есть не просто грустить, а иметь такой постоянный сниженный эмоциональный фон!
Взрослые склонны преуменьшать заботы и тревоги малыша: "Ты поссорился с Васей? Брось, ещё сто раз помиритесь! Над тобой посмеялись? Ну и что тут такого? Что ты грустишь? Мне бы твои заботы?" Это обесценивание безусловно предохраняет взрослых от мира детей, их чувств и переживаний.
Вернёмся к краскам. В разном эмоциональном состоянии мы выбираем разные цвета. Есть даже такой всемирно известный психологический тест, который создал М. Люшер. Всего лишь сделав некоторый выбор из 8 цветов, вы получаете достаточно точный и надёжный анализ вашего внутреннего состояния.
Поэтому конечно же мамы не зря интуитивно волнуются, когда ребёнок рисует только чёрным цветом, обычно мрачные картины, полные, тоски или агрессии.
Но если просто убрать чёрный карандаш, состояние ребёнка точно не изменится. Это всего лишь симптом. А проблема - она внутри.
Также хочется отметить, что дети, полагаясь на своё внутреннее чутьё, занимаются собственным лечением, арт-терапией, рассказывая сказки, проигрывая их, прорисовывая сюжеты злободневной тематикой. Поэтому запрещая рисовать то, что хочется, рассказывать сказки, пугающие нас, не всегда стоит. Это скорее сигнал о том, чтобы позаботиться о психологическом здоровье детей, проанализировать, на что они могут так реагировать, что они копируют в своей игре.

О ужас!! Ребёнок не выбирает такой миленький зелёный или жизнерадостный жёлтый цвет!!! И мамы пытаются перенаправить ребёнка "Нет, давай возьмём другой цвет!", как будто от этого что-то изменится. Понятно, что чёрный цвет ассоциируется в нашей культуре со смертью, неприятными переживаниями. Сравните фразы: "видеть мир в розовом цвете" или "видеть мир в чёрно-белых тонах".
Инстинктивно, мы избегаем соприкосновения со сложными переживаниями. Хочется, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя хорошо,а для многих это значит: не злился, не обижался, не грустил. Лишь иногда ему позволяется устать.
В своё время меня поразили результаты одного исследования, в котором говорилось, что дети дошкольного возраста могут переживать депрессию. То есть не просто грустить, а иметь такой постоянный сниженный эмоциональный фон!
Взрослые склонны преуменьшать заботы и тревоги малыша: "Ты поссорился с Васей? Брось, ещё сто раз помиритесь! Над тобой посмеялись? Ну и что тут такого? Что ты грустишь? Мне бы твои заботы?" Это обесценивание безусловно предохраняет взрослых от мира детей, их чувств и переживаний.
Вернёмся к краскам. В разном эмоциональном состоянии мы выбираем разные цвета. Есть даже такой всемирно известный психологический тест, который создал М. Люшер. Всего лишь сделав некоторый выбор из 8 цветов, вы получаете достаточно точный и надёжный анализ вашего внутреннего состояния.
Поэтому конечно же мамы не зря интуитивно волнуются, когда ребёнок рисует только чёрным цветом, обычно мрачные картины, полные, тоски или агрессии.
Но если просто убрать чёрный карандаш, состояние ребёнка точно не изменится. Это всего лишь симптом. А проблема - она внутри.
Также хочется отметить, что дети, полагаясь на своё внутреннее чутьё, занимаются собственным лечением, арт-терапией, рассказывая сказки, проигрывая их, прорисовывая сюжеты злободневной тематикой. Поэтому запрещая рисовать то, что хочется, рассказывать сказки, пугающие нас, не всегда стоит. Это скорее сигнал о том, чтобы позаботиться о психологическом здоровье детей, проанализировать, на что они могут так реагировать, что они копируют в своей игре.
Написано: White flower