Непутевые заметки


О трудностях подготовки к школе...

Чт Мар 29, 2012 0:58

С прискорбием выяснила, что современные пособия, которых так много в книжных и интернете, совершенно не подходят моему сыну. Там где надо писать, обводить, ему уже неинтересно, потому что делал это он несколько лет назад, а там где надо сперва прочитать сложное задание, он не может, в силу того, что с чтением у него еще ох как туго. Букварь Жуковой, конечно, немного нам помог, но когда после прочтения очередного рассказа про Бориса и Барбоса ребенок начал отвечать на вопросы по тексту, стало понятно, что чтение это весьма механический процесс, ради обещанного подарка за прочтенный букварь, а никак не интересное времяпровождение.
Пришлось долго и упорно рыть интернет в поисках чего-то, что могло бы мне помочь заинтересовать нерадивого ученика. После долгих поисков наткнулась на интересные задания http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/matematika/zanimatelnye_golovolomki/196-1-0-1843
Все бы хорошо, но опять же задания иногда самому не понять, надо чтоб мама объяснила, а это уже не то, да математика с числовыми головоломками у нас идут на ура, так что проблема с чтением так и осталась нерешенной, пока я не придумала писать ему простые примеры, которые он сможет решить текстом.
Тут уже не получится читать механически не вникая в смысл прочитанного, потому как это же любимые примеры.
Сказано - сделано. Написала текст вида:

1. Ре-ши и за-пи-ши при-ме-ры:

Пять-де-сят три плюс сем-над-цать
Сем-де-сят ми-нус семь
Два-д-цать два плюс три-д-цать че-ты-ре
Пять-де-сят один минус три-д-цать шесть
Три-над-цать минус две-над-цать
Со-рок од-ин плюс три-д-цать шесть
Шес-де-сят три ми-нус двадцать во-семь
Со-рок семь плюс три-д-цать де-вять
Двадцать пять минус че-тыр-над-цать
Пят-над-цать плюс во-семь-де-сят


И сразу же на прочтении задания наткнулась на непонимание. "А где ж тут математика?". А уже на третьей строчке слова просто угадывались, и задание было выполонено довольно быстро.
Метод требовал усовершенствования, поэтому следующим шагом были текстовые задачи:

Ре-ши за-да-чи:
1. Ма-ша на-шла три гриба, а Са-ша че-ты-ре. Сколь-ко гри-бов на-шли ре-бя-та?
2. То-ма съел три яб-ло-ка ут-ром, и два ве-че-ром, а Миша съел два утром, и од-но ве-че-ром. Кто съел боль-ше?
3. На сос-не два дуп-ла. В каж-дом дуп-ле бел-ка с тре-мя бель-ча-та-ми. Сколь-ко все-го бе-лок на сос-не?

Тут уже и слова разные и смысл математический! В общем, то что надо! Ребенок воспринял эту игру на ура. Теперь каждый день ждет новые задачи! И читает!!!!

 Написано: endy

>> Другие записи в категориях: Игры с детьми
Страница 1 из 1
Автор Сообщение

AlexKim
Подготовишка
Подготовишка

На сайте с 26.03.07
В дневниках: 214
Откуда: Серебряное озеро, Академ

 СообщениеДобавлено: Чт Мар 29, 2012 10:55
Ответить с цитатой

Отличная находка!

По поводу чтения:
Жень, я читала, что процесс чтения напрямую связан с развитием передних отделов коры головного мозга, отвечающих за знаковые формы мышления. Это когда за каждым знаком(напечатанным словом) закреплён образ. В процессе чтения ребёнок должен переводить текст в образы описываемых событий. Представь, насколько это сложный процесс.
Необходимо, чтобы образ был полностью сформирован на разных уровнях восприятия(посмотреть, потрогать, подвигать, понюхать, нарисовать и т. д.). Для этого у ребёнка должен быть собственный опыт, связанный с каждым словом. Ты модец, детки у тебя, Жень, осуществляют много предметной деятельности, мастерят, придумывают, рисуют, по дому помогают - всё это и формирует образы и опыт.
Образы, связанные с цифрами, видимо, у Виталика, сформировались чуть лучше. Поэтому ему нравится читать написанные тобой примеры. Виталик сам выбрал, ему подходят такие задания, они ему нравятся, и от этого самая большая польза. В них есть два положительных момента для начинающего читать Виталика: набор образов в каком-то смысле, находится в одной области - числа. Каждое предложение написано отдельно. При переходе на тексты, состоящие из нескольких предложений, по-хорошему, нужно сначала такой текст разрезать ножницами на отдельные предложения. Каждое предложение несёт свой смысл, и эту связь нужно закрепить механическими действиями. Потом каждое предложение разрезать на слова. Рядом с каждым словом собственноручно нарисовать картинку. И важно в слове выделить гласные. Наша речь основана на гласных звуках, он придают речи певучесть. Каждый встреченный гласный звук можно показывать на пальцах, закрепляя и устанавливая связь между артикуляцией, слуховым восприятием и движениями. Установленный ритм чтения очень важен, он потом проявится в письменной речи.

"при письме мы используем принцип послоговости всю жизнь. Главный элемент в русском слоге гласный звук, он придает певучесть русской речи, однако именно он плохо дифференцируется, поэтому детям очень трудно определить правильно букву, которой можно его обозначить.
Каждый согласный звук при произношении имеет очень четкую артикуляцию и в мозг поступает достаточное количество раздражителей, которые помогают ребенку правильно подобрать букву, которой обозначается согласный звук, именно поэтому при письме ошибок с написанием согласных категориально меньше, нежели при написании гласных.

Вот почему ребенок при становлении письма должен проговаривать то, что он записывает в громкой речи — это обеспечивает установление прочной нервной связи между артикуляцией, слуховым восприятием и кинестетическим ощущением в мышцах руки плюс зрительное восприятие. Для того, чтобы эта связь установилась, а она и есть психологический механизм письменной речи, необходимо, чтобы все совпало в едином ритме совпадение ручных умений и речевых.
Так как детей учили читать целыми словами и бегло, а мыть посуду, пришивать пуговицы, вязать, шить, рисовать по представлению ребенка не предлагали вовсе, то ритм речи опережает ритм письма, а если еще ребенку и не предлагать проговаривать все, что он пишет, в громкой, отчетливой речи, то закрыв рот, ребенок вообще не слышит гласных звуков, они не нужны нам для внутренней речи.
А у ребенка в младшем школьном возрасте становится письменная речь — один раз на всю жизнь. Но, что делать, нам нравятся нарядные, безмолвные куклы на уроке.
" (Степанова В.В.)

А что касается других мамочек, которые хотят насильно научить ребёнка читать раньше, чем в шесть лет - они просто калечат ребёнка, руководствуясь лишь собственными амбициями и нереализованными ожиданиями.

"Хочу остановить волну преждевременного развития знаковых форм мышления, так как они ведут за собой такие тяжелые заболевания: как астму, логоневроз, эпилепсию, косоглазие. Лечить их трудно, лучше предотвратить. Есть еще одна малость - в шесть лет начинают функционировать передние отделы коры головного мозга, которые и отвечают за знаковые формы мышления в дальнейшем. Включаются эти отделы только в момент решения проблемных задач, запуская волну ожидания, которая реформирует архитектонику коры головного мозга.

К шести годам, месяц раньше - месяц позже, возникает созревание коры головного мозга и дети легко овладевают письменной речью.

Для чего и кому нужен риск? Откуда страх, что не успеют, не научатся? Зачем надрываться, если все прейдет в свое время...
" (Степанова В.В.)

По поводу математики:
47+39 - что, прямо так и решает, с переходом через десяток? вот это да %)

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение          
 

endy
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть

На сайте с 19.03.07
В дневниках: 193
Откуда: Академ

 СообщениеДобавлено: Чт Мар 29, 2012 14:41
Ответить с цитатой

Ну я как раз не пыталась научить его читать во чтобы-то ни стало, я пробовала ему что-то рассказать, и смотрела, что он воспримен или нет. Букварь Жуковой Саша, который на два года младше, читает, на мой взгляд, лучше :))

Решает, он еще и в столбик научился почти сам :)

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Оксаночка
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 22.06.07
В дневниках: 35648
Откуда: Там лапы у елей дрожат на ветру

 СообщениеДобавлено: Чт Мар 29, 2012 21:46
Ответить с цитатой

AlexKim
а Алёша читает?
С Катей мы наконец-то буквы почти все выучили :haha: может к 1 сентября и читать научимся, интересная статья, изучила

а вот сегодня писала заявление в 1 класс, так там в анкете для родителей одним из вопросов был; умеет ли ребёнок считать до десяти и обратно? :haha: я ответить не смогла
вечером проверила, Тёма умеет, а Катя обратно не может
видимо надо тренироваться :haha:
Тёма впределах 30 складывает
писать он не любит, задания по математике по ссылке посмотрела - но он у меня не любит писать :-(
а вот в уме складывать любит
тренируемся когда в машине едем

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

AlexKim
Подготовишка
Подготовишка

На сайте с 26.03.07
В дневниках: 214
Откуда: Серебряное озеро, Академ

 СообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 10:58
Ответить с цитатой

Оксаночка, привет!
Обнаружила, что не ответила :oops: (не смогла ответить сразу, а потом никто не напомнил - простите )
Алёша читает - в садике логопед научил и в подготовишке задавали тексты на 3 раза прочитывать. Нравилось, сам всё читал, сам на вопросы отвечал. Сейчас мы подготовишку бросили. В последнее время уроки шли туго, всё время отвлекался. Решили не развивать в Лёшке отвращения к учёбе. :)
В подготовишке, конечно, Лёшку прокачали и по чтению, и по математике, и по развитию речи, и по английскому. Там всё в лёгкой форме даётся, в виде игры.
Лёшка любит собирать лего, зависает в ванной - возится с водой в раковине, любит найти какую-нибудь интересную штуковину и экспериментировать с ней, забывает при этом куда и зачём шёл :lol: . Но буквы выводит с трудом, рисует плохо.

Боюсь, в 1 классе начнётся стандартный кошмар, с которым мы познакомились ещё с Анютой. :( А ведь она тоже поначалу любила учиться. Но когда начались всевозможные правила оформления разных типов задач, клеточки, отступы, прописи, звуко-буквенный анализ, выучивание правил по русскому. И мощное психологическое давление со стороны учителя - не дай Бог ошибёшься или напишешь криво, за любое исправление снижается оценка. Куда это годится? Я помню, как нависала над бедной девочкой и на каждой букве твердила "доводи до верха.. наклон..верхнее соединение... нижнее соединение.. подпрыгнула буква... не мельчи.. передвинь тетрадь выше", и так без конца. Натуральное издевательство.
Ну не готова рука, не сформировалась связь в головном мозге: "образ - символ - движение руки - зрительное восприятие".

Сейчас у Анюты, я недавно обратила внимание, совершенно отсутствует ритм письма. Поэтому буквы корявые и небрежность. И скорее всего, это связано с неправильным становлением письма ещё в 1 классе. Отсюда снижение оценок за неаккуратность. Отсюда почти отчаянное текущее состояние бедной девочки. ...Но ведь писать можно с удовольствием!

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение          
 

AlexKim
Подготовишка
Подготовишка

На сайте с 26.03.07
В дневниках: 214
Откуда: Серебряное озеро, Академ

 СообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 11:23
Ответить с цитатой

Между прочим, у Степановой есть просто шикарная методическая находка для обучения письму: ребёнок рисует слитные загогулины и проговаривает при этом связанную с ними историю. В конце концов получается осмысленная картинка, состоящая из элементов, содержащихся в настоящих буквах, которую ребёнок рисовал по мере разворачивания истории. Вот они, эти связи в головном мозге, вот как синхронизовать мысль, речь, движения, ощущения в руке и зрительное восприятие! И раз за разом дети отрабатывают элементы букв, делая это с удовольствием, получая удовлетворение от результатов своих действий. :give_heart:

Сама я об этом способе лишь наслышана от Марины. ..Порасспрашиваю её при удобном случае.

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение          
 

Оксаночка
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 22.06.07
В дневниках: 35648
Откуда: Там лапы у елей дрожат на ветру

 СообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 14:27
Ответить с цитатой

интересно, надо поискать

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

AlexKim
Подготовишка
Подготовишка

На сайте с 26.03.07
В дневниках: 214
Откуда: Серебряное озеро, Академ

 СообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 15:26
Ответить с цитатой

Погуглила и нашла пару ссылок. :puh_green:

Вот про образные росчерки на сайте школы "Росток":
http://rostok54.ru/forum/13-29-1
там есть docx файл - пособие.
А может, попробовать с Анютой?! ... если у меня получится...

А тут опубликована образовательная концепция Степановой В.В.:
http://vobninske.ru/blog/stepanova/7376.html

И более подробно в других частях её блога (я дочитала только до 6 части из 9)
http://vobninske.ru/blog/stepanova/
Но материал сложный, сплошная теория. Используются понятия, которые я, например, воспринимаю исключительно благодаря прослушиванию семинаров Степановой. На семинарах Валентина Васильевна говорит совершенно понятными словами, приводя множество примеров, чтоб слушатели могли привязать информацию к собственному опыту.

Вот, например, здесь (в комментариях от 22 янв.) Валентина Васильевна приводит конкретный пример своей методики в применении к теме "Дроби, площади":
http://vobninske.ru/blog/stepanova/7046.html

Хочется, чтобы ребёнок сохранил свою природную любознательность и стремление к открытиям...

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение          
 

Оксаночка
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 22.06.07
В дневниках: 35648
Откуда: Там лапы у елей дрожат на ветру

 СообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 15:32
Ответить с цитатой

спасибо, сижу смотрю-слушаю

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

endy
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть

На сайте с 19.03.07
В дневниках: 193
Откуда: Академ

 СообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 23:26
Ответить с цитатой

Какие ж вы счастливые, есть время это все почитать.. я в работе по самые уши...

⮝ наверх ⮝ Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion