Обучение и развитие. В чём различия?
Вт Фев 05, 2013 5:22
Хочется развести эти 2 понятия. Чтобы было понятно что вы хотите для своего ребенка, как с ним заниматься дома или на какие группы развития (столь популярные сегодня) его водить.
Итак, обучение - это когда ребенок приобретает новые знания, умения или навыки. Вырезать, петь по нотам, складывать мозаику определенным образом.
Развитие - это в первую очередь развитие разных психических функций (внимание, память, мышление, воображение и др.), благодаря чему и возможно обучение.
При этом хочу отметить, что разнообразные группы развития в своем большинстве занимаются именно обучением. Как это выглядит? Есть педагог, который придумывает занятие с определенными целями, и пакет знаний пытается передать своим ученикам. Именно поэтому эти ученики быстро устают. Даже если знания упакованы в привлекательную обертку. Для детского сада даже есть нормы: для детей 3-х лет занятие длится не более 15 минут. Дети сидят на стульчиках и все прямо сползают с них к концу занятия.
Когда же мы занимаемся развитием, то даже если наш план по развитию не подходит к данному моменту, мы можем быстро перестроится и не тянуть ребёнка за собой, а идти за ним.
Дома это выглядит так: минуту ребёнок собирает пазл, потом бежит к книжкам, достает одну, смотрит одну картинку, достает вторую, тратит на нее 10 секунд и тут видит машинку, которую хочет с вами покатать. Но если ему нравится и хочется в данный момент играть в манке, фасоли или в воде, может просидеть в ней хоть час. Да еще и протестует на ваши требования закончить. Или: пока вы делаете пирожки, помогает вам (знакомится с мукой, слышит как вы мурлыкаете песенку, пытается слепить свой пирожок и бегает понаблюдать за ними в духовке). В это время идет то самое развитие.
В группе это реализовать сложнее. Так как педагогу нужно постоянно находиться в контакте с малышней, в самой гуще событий. Не бояться менять план и идти за воображением детей. Скажу сразу: мало таких педагогов, которые во имя знаний позволят определенную свободу. Это страшно, неудобно, непонятно как делать. Для этого нужно быть в контакте с собой, отлично владеть материалом, любить детей и уважать их желания. Тут педагог уже не управляет детьми, как марионетками, а играет вместе с ними. Со стороны он похож сам на дитя
Но детям это обычно нравится.
И я за развитие. Ведь 100 лет назад дети имели право бегать по улицам, возиться в песке, "бездельничать". Но всё равно развивались. Потому что добрые бабушки рассказывали сказки, на праздниках пели и танцевали, детей просили помочь взрослым (не с целью обучения, а с настоящей необходимостью в их помощи).
Дети и так окружены целым миром для развития. Нужно лишь самому с интересом смотреть на него. Тогда и ребенок будет смотреть на него широко распахнутыми, удивленными глазами. Ему будет интересно познавать мир. Не для оценок. Не для того, чтобы угодить родителям. Но потому, что это естественная потребность - учиться, узнавать новое.
А многочисленные центры развития - это в большинстве своём бизнес, построенный на желании мам и пап сделать из своего ребенка вундеркинда. Но не все, конечно!

Итак, обучение - это когда ребенок приобретает новые знания, умения или навыки. Вырезать, петь по нотам, складывать мозаику определенным образом.
Развитие - это в первую очередь развитие разных психических функций (внимание, память, мышление, воображение и др.), благодаря чему и возможно обучение.
При этом хочу отметить, что разнообразные группы развития в своем большинстве занимаются именно обучением. Как это выглядит? Есть педагог, который придумывает занятие с определенными целями, и пакет знаний пытается передать своим ученикам. Именно поэтому эти ученики быстро устают. Даже если знания упакованы в привлекательную обертку. Для детского сада даже есть нормы: для детей 3-х лет занятие длится не более 15 минут. Дети сидят на стульчиках и все прямо сползают с них к концу занятия.
Когда же мы занимаемся развитием, то даже если наш план по развитию не подходит к данному моменту, мы можем быстро перестроится и не тянуть ребёнка за собой, а идти за ним.
Дома это выглядит так: минуту ребёнок собирает пазл, потом бежит к книжкам, достает одну, смотрит одну картинку, достает вторую, тратит на нее 10 секунд и тут видит машинку, которую хочет с вами покатать. Но если ему нравится и хочется в данный момент играть в манке, фасоли или в воде, может просидеть в ней хоть час. Да еще и протестует на ваши требования закончить. Или: пока вы делаете пирожки, помогает вам (знакомится с мукой, слышит как вы мурлыкаете песенку, пытается слепить свой пирожок и бегает понаблюдать за ними в духовке). В это время идет то самое развитие.
В группе это реализовать сложнее. Так как педагогу нужно постоянно находиться в контакте с малышней, в самой гуще событий. Не бояться менять план и идти за воображением детей. Скажу сразу: мало таких педагогов, которые во имя знаний позволят определенную свободу. Это страшно, неудобно, непонятно как делать. Для этого нужно быть в контакте с собой, отлично владеть материалом, любить детей и уважать их желания. Тут педагог уже не управляет детьми, как марионетками, а играет вместе с ними. Со стороны он похож сам на дитя

И я за развитие. Ведь 100 лет назад дети имели право бегать по улицам, возиться в песке, "бездельничать". Но всё равно развивались. Потому что добрые бабушки рассказывали сказки, на праздниках пели и танцевали, детей просили помочь взрослым (не с целью обучения, а с настоящей необходимостью в их помощи).
Дети и так окружены целым миром для развития. Нужно лишь самому с интересом смотреть на него. Тогда и ребенок будет смотреть на него широко распахнутыми, удивленными глазами. Ему будет интересно познавать мир. Не для оценок. Не для того, чтобы угодить родителям. Но потому, что это естественная потребность - учиться, узнавать новое.
А многочисленные центры развития - это в большинстве своём бизнес, построенный на желании мам и пап сделать из своего ребенка вундеркинда. Но не все, конечно!
Написано: White flower