не зал и не палуба


литературоведение для бедных

Пн Фев 16, 2015 12:06

Детский крестовый поход.

Очень забавно бывает наблюдать пассажи взрослых людей, явно сделанные со школьной скамьи советских времён, в духе того, что романтизм – ребячество, реализм – для крутых и взрослых. Хочется спросить – а классицизм тогда – для кого? А куды ставить какую-нибудь античную литературу, ни о каких реализмах не ведавшую?

А никуды. Классицизм – это вот говорящие фамилии у Грибоедова и «Недоросль» и харе с вас, школота. Античная литература – это вообще давно было и не у нас (мало ли, что наши авторы её изучали, родимую). Средневековье было тёмным и негуманным.

А Шекспира мы причислим к реалистам. Не спрашивайте. Мы вообще к реализму отнесём всё, что считаем в искусстве самым крутым и годным.

Почему так?
Да потому что у нас тут самое крутое и годное было сделано как раз во времена господства реализма как художественного метода, и наши толстоевские всему миру такую реалистическую кузькину мать предъявили, что до сих пор все помнят и боятся читают, потом ещё Чехов с Алексеевым сверху добавили – мало не показалось. Так что вот вам, дети вектор: мировая культура во все времена стремилась стать реалистической, и кто в том больше преуспел, тот молодец и классик.
И круче реализма уже ничего придумать невозможно. Мало ли, что его ещё Чехов убивал, по словам Горького: вот что Чехов не добил, то и осталось советским прозаикам - назвали соцреализмом и ковыляли как могли.

Контрольный вопрос в голову: а у англичан кто самый крутой и всем английскую кузькину мать показал? И как у нас после этого юный англичанин на литературу-культуру со школьной скамьи смотреть будет? Молодцы, садитесь, пятёрка.

А Французы чем и кем горды до полного культурного превосходства?

А Итальянцы?

Принцип понятен, да? Это не про литературу, родной язык и прочее, это даже не про народное и национальное. Это – имперское. Меряем по культурному влиянию: логикой колонизатора. И на основании этого составляем табели о рангах, в которых на особых позициях будут те, кто нам построил централизованное государство (Пушкин «создал современный литературный язык» вот буквально один и своими руками, потому что он Солнце и Гений) и те, кто расширил-упрочил-завоевал (Достоевский, Толстой, Чехов). Большая имперская литература на марше во всём своём грозном величии. Любим, помним и гордимся, сами так уже не можем – ать-два.

А чего у нас там мистер Китинг в кино американским вьюношам толкает по литре? Вот мне ужас как интересно, каких это они «реалистов пропустили». Реалистическая поэзия – это как? Вроде нашего Некрасова что ли? Или это он им «Песнь о Гайавате» не дал? Или что? Там наверняка можно различить американскую имперскую политику, причём будет она не в «неправильном и устаревшем» учебнике, из которого надо драть предисловие (там английское наследие скорее всего будет лежать), а именно в том, что продвигает в сознание юношей Китинг. В фильме с хорошей вероятностью зафиксирован момент, когда американская школьная программа по литературе приобрела окончательно ясный и стройный вид единого и всесильного имперского литературоведения. Левой-правой, левой-правой: твёрдо помни, что ты Личность, вот как мёртвые поэты, только ты живой и хуже, стань романтиком, засранец, и возвысься над толпой… Ать-два.
Доклад в американском конгрессе о плачевном состоянии системы образования со словами «Национальная катастрофа» - 1983 год… Фильм «Общество мёртвых поэтов» – 1989год… ать-два…

А когда я тут хохмлю на тему «у Мишеля романтизм поломался» я не совсем корректна на самом-то деле. На излом в романе взяты сентиментальные и романтические клише и штампы, уже устоявшиеся к тому времени. Романтизм как художественный метод у него ещё очень даже работает в интересном и практически уникальном сплаве с реализмом. Уникально не сочетание-сплав двух методов, а конкретный состав сплава у конкретного автора. В данном случае авторский взгляд получается весёлый и острый как та шашка-гурда. С искорками из-под ресниц, с узором по лезвию. И делает он тонкие и чистые срезы человеческого поведения и отношений. На то и затачивался. Примерно в те же времена хирург Пирогов занимался «ледяной анатомией». Мороженые трупы пилил, проще говоря. С понятной целью составления анатомических атласов. Говорят, составил. Говорят, очень хорошие. За атласы не знаю, а роман – прекрасен.
Слишком прекрасен для того, чтобы поместиться в шеренгу идущих никуда. Как и любой другой текст из школьной хрестоматии, если его действительно прочесть.

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: литература для бедных
Страница 2 из 2
На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение

Marisha
Театральный меломаньяк
Театральный меломаньяк

На сайте с 18.09.03
В дневниках: 14185
Откуда: Новосибирск, Дзержинский район

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 23:23
Ответить с цитатой

Sestra Karlotta писал(а):
Но обязательно будет большая табель о рангах

Слушай, а вообще отличается нынешняя табель о рангах от нее же времен нашего школярства?

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4294
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Вт Фев 17, 2015 8:34
Ответить с цитатой

Marisha, сейчас нет единой программы. Но я не вижу причин для радикальных отличий.
А как в программу вмонтируют уже прошедший 20 век я пока не знаю.
Ну... будет что нибудь типа... "дон Румата Эсторский как образ маленького человека в фантастике времён развитого социализма"... :mrgreen:
Там есть интересные изменения, в том числе и конструктивные на мой взгляд, но они не идеологии касаются, а методики.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 2 из 2
На страницу Пред.  1, 2
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion