не зал и не палуба


...но боже, как их замолчать заставить...(с) А.Ахматова

Вт Май 01, 2018 9:36

Слегка позёвывая после Вальпургиевой ночи, напоминаю:
Я вас слушаю

Не права была Марьвасильна, утверждая, что среди людей, читающих вслух стихи, большинство делает это дурно. Таких как раз - меньшая часть. Они просто более заметны и навязчивы, поскольку их задача - любой ценой втюхать ближнему свою Высокую Духовность и Выдающийся Артистизм.

Интересно, что у нас, насколько могу судить, незаметно изменилось представление о хорошем чтении стихов.
И, как следствие, изменилась манера дурного их исполнения.

То дурное чтение, которое я помню со школьных лет, звучало примерно так:
Скрытый текст:


Тянем и завываем. Ещё утробнее завываем и ещё сльнее тянем.
Па-мят-ник! Конный памятник в полный рост режиссёру Юрию Карасику, который вот из этой завывающей невротической баньши умудрился сделать достойную герцогиню Мальборо. Врытый по пояс в землю.

Теперешняя заявка на Талантливое Исполнение выглядит несколько иначе.
Как-то так (тот же текст):
Скрытый текст:


Бей его, детка, во все места - этот стих. Жесты, детка и Ударения. Побольше и повнезапнее! Докажи им, что "Я - Актриса"!

Среди тех, кто читал мне, до таких высот уродства не поднялась ни одна.
По простой технической причине: читать мне стихи - не престижно и не духовно.

Публичное чтение, впрочем, тоже не всех обязывает к самодемонстрации.
Навскидку, три самых симпатичных исполнения того же хрестоматийного стихотворения, встретившихся в сети:

- Диктор. Решение финала понравилось.



- Библиотекарь.
Пока она со всей серьёзностью озвучивает текст, где-то там, за стеллажами в глубине, слепой Хорхе поглаживает орангутана.


- Девочка. Её учили тому же, что девочку из второго ролика.
В ней меньше самоуверенности, она волнуется и неловко мечется взглядом и руками.
Но - она слышит, что эти слова прекрасны и гармоничны. И её задача - донести красоту до слушателей.
Трогательная живая девочка.


А как это прочтёте вы? :)

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: тетрадь по физкультуре
Страница 2 из 2
На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение

Алена
Щастье привалилооо...
Щастье привалилооо...

На сайте с 20.06.02
В дневниках: 27059
Откуда: Новосибирск, Заельцовский

 СообщениеДобавлено: Ср Май 02, 2018 20:45
Ответить с цитатой

Мне в исполнении диктора больше всего понравилось. :aga-aga:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 

Ranetka
Академик
Академик

На сайте с 07.05.06
В дневниках: 17716
Откуда: Новосибирск, Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Ср Май 02, 2018 21:04
Ответить с цитатой

Sestra Karlotta, самое ужасное, пожалуй, что я говорю совсем не то и не так, как потом слышу и вижу в записи. То ли мозг так обрабатывает... как мы вообще умудряемся понимать друг друга? :D

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4294
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Ср Май 02, 2018 22:55
Ответить с цитатой

Алена, диктор читает в варианте "я в предлагаемых". Мне тоже понравилось. Очень убедительная и узнаваемая получилась героиня: много разных предъявляемых эмоций и одна - главная - скрытая. Назовёте - какая? :)

Ranetka, если есть желание, можно назвать мне конкретно: что именно - "не то", что выглядит и звучит в записи "не так". Сравнить с тем, что вижу и слышу я и решить, надо ли с этим что-то делать или пусть так и будет.
Прочтение Ахматовой, кстати, хорошее получилось - текст донесён без потерь.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Ranetka
Академик
Академик

На сайте с 07.05.06
В дневниках: 17716
Откуда: Новосибирск, Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Чт Май 03, 2018 10:05
Ответить с цитатой

Попытаюсь объяснить. Разница между чтением внутри себя и чтением вслух - как между книгой и экранизацией. Я не знаю, как можно голосом и интонацией передать все оттенки и смыслы написанного. Выбирается и передается все-таки один из, а может быть несколько, но как передать все смыслы? А они же звучат внутри.

Для начала, я споткнулась на запятой в первой строчке: ... просто, мудро. В видео, которые ты выложила, запятая сильнее всего звучит у библиотекаря. Для меня эта запятая ужасна. Внутри себя я читаю эту строчку иначе: Я просто научилась мудро жить или Просто я научилась мудро жить. В соответствии со всем дальнейшим смыслом стихотворения, для меня, конечно, слово "просто" в значении "потому что". Объяснение причины того, почему в итоге она не услышит стук в дверь. Из-за этого стука же написано. А если рассматривать запятую, как знак препинания между однородными членами предложения, то у меня диссонанс. Просто - оно может и мудро, но мудро - так ли просто? Запятая не знак равенства, но для меня однородности в этих словах уж точно нет.

Я очень хотела, чтобы этой запятой в моем прочтении не было. Пауза у меня, тем не менее, есть, но как она воспринимается? Как запятая? Не знаю...

Дальше. Научиться молиться Богу как следствие мудрой жизни - это ничего себе. В ее способности видеть прекрасное в тлене, в том как она видит и слышит, становится понятно, что ее умение молиться - это не монолог. Молитва как диалог, потому что не только она говорит Богу, она открывает себя всему миру вокруг, впускает его через образы, звуки и прикосновения. При этом пишет стихи. Мощный такой обмен, единение. Даже в том, что бродит вечерами, чтобы утомить ненужную тревогу, ее единение, попадание в ритм и созвучие с миром вокруг. Поэтому на простых, казалось бы, словах про молитву при внутреннем прочтении у меня мурашки по коже. Как дать голосом это мое понимание глубины? Какая должна быть интонация? Не слышно этих мурашек то у меня... Звучит обыденно.

Третье четверостишье о возвращении. Лично у меня появляется образ дома. Того самого дома, в дверь которого может быть постучат, а она может быть не услышит. В доме кот, из дома она слышит крик аиста. Для меня это распахнутое окно - все тоже единение и молитва. На аисте у меня акцент при прочтении. Вроде бы нужно на крике, а может вообще прочитать ровно, без ударения, но при всем ее созвучии с миром, крик - это все-таки крик. Птичий, он еще и протяжный и может нести любую смысловую нагрузку от печали при прощании до радости при возвращении, создании пары, гнездовании. Что она слышит? При этом аист слетает на крышу. Это птица, которая создает не случайные пары, выводит птенцов в прежних гнездах. Это птица, которая возвращается. И она вернулась. Они вместе - в дом.

Дальше про стук. Тут такой простор для предположений. Вот это все, что перед этим было, оно - объяснение, оправдание, письмо, внутренний монолог, попытка забыть? И стук. Она его ждет, о нем вспоминает, хочет его или не хочет, зовет или отталкивает, надеется или отчаялась? Она впускает весь мир в своем доме через окно, кота, молитву, но ее дверь закрыта, а стук в нее... она может быть не услышит.

Невозможно сказать эти две строчки, передав всю гамму. Выбирается одна или ни одной. Ровные слова, а тот, кто слушает - возьмет ему близкий смысл. Но это бумага и печатное слово могут ровно. У человека при прочтении будет его интерпретация всегда.

Поэтому сказать, кто тут хуже или лучше прочел - не берусь. Кто как смог и кто как понял. А уж что там Ахматова хотела? Она просто написала о себе, но при этом дала целый спектр возможностей любой или любому, кто прочитает. Я так это вижу. Только при чтении вслух я это передать не в состоянии.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4294
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Чт Май 03, 2018 20:13
Ответить с цитатой

Цитата:
как она воспринимается? Как запятая?

как очень смазанная запятая, почти переставшая быть таковой
как вполне оправданный момент сомнения при подборе точного слова, характеризующего данный образ жизни
Совсем нет этой запятой у девочки в последнем ролике: "всё объясняется просто - я научилась мудро жить".
Действительно - что тут особенного. В двадцать три авторских года - дело вполне житейское. :)

Цитата:
Научиться молиться Богу как следствие мудрой жизни - это ничего себе.

В итоге "бога" ты просто проглатываешь. Чисто технический недочёт, совершенно закономерный.

Если говорить об авторе, то...
Набросок с девочки той же эпохи и того же примерно социального слоя, что и Анечка Горенко:
Скрытый текст:
...В этом отношении Ассоль была все еще той маленькой девочкой, которая молилась по-своему, дружелюбно лепеча утром: — «Здравствуй, бог!», а вечером: — «Прощай, бог!»
По ее мнению, такого короткого знакомства с богом было совершенно достаточно для того, чтобы он отстранил несчастье. Она входила и в его положение: бог был вечно занят делами миллионов людей, поэтому к обыденным теням жизни следовало, по ее мнению, относиться с деликатным терпением гостя, который, застав дом полным народа, ждет захлопотавшегося хозяина, ютясь и питаясь по обстоятельствам.


Это нам - высоко и сложно. У них технически дело обстояло несколько иначе. Ели, молились, любили... :)
Барышня Аня аккуратненько по школьной прописи нарисовала "отшельнический образ жизни". Она вообще любила, насколько помню, носить этот образ - схимницы-отшельницы. Один из модных тогда "луков" для независимых дам.
Будь она бездарной ломакой - было бы неубедительное общее место.
Но Анечка умела видеть, как растут лопухи, слышать крик аиста и складывать их в строчки. Вот ей и было дано - сказать.
Колдовство в том, что именно простота и безыскусность выбранных слов подтверждают подлинность переживания.
Дивной красоты работа, да. До мурашек.
Мне даже представить сложно, сколько чернил было пролито и листков порвано, чтобы к двадцати трём годам дорасти до такого мастерства.

Цитата:
Невозможно сказать эти две строчки, передав всю гамму. Выбирается одна или ни одной.

Ага. :mrgreen:
И с этим придётся смириться.
Зато - есть сколько угодно попыток. :)
И - я с тобой совершенно согласна - сколько угодно вариантов разного прочтения, среди которых нет смысла выбирать лучший. Здесь нет места соревнованию.

Выбирать вариант для себя можно сознательно:
- я хочу, чтобы последние строчки прозвучали вот так - и веду рассказ с этим намерением (сколько угодно попыток, пока не получится)
Можно неосознанно:
- просто позволить словам прозвучать и потом послушать, как получилось (сколько угодно вариантов в разное время и в разном настроении)

Дивный текст. Зеркало.
Я на одном из вариантов записи испугалась собственного голоса, чего со мной не бывало давненько. Аж запись стёрла, чтоб не слышать этой дикости. Потом пожалела, что стёрла.
Дошло, что это было: я случайно скопировала манеру чтения самой Ахматовой.
:)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Viktoria sous le soleil
Студент
Студент

На сайте с 01.04.12
В дневниках: 410
Откуда: Академ, Щ

 СообщениеДобавлено: Ср Май 16, 2018 11:23
Ответить с цитатой

Больше всего мне понравилось, как читает Алла Демидова. Она прямо "в образе"
И стихотворение, конечно, возрастное, когда девочка читает "я научилась просто мудро жить"... ну как бы ни прочитала, не верится.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 2 из 2
На страницу Пред.  1, 2
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion