Дорогие родители!
Предлагаем Вам ознакомиться с ещё одной публикацией Е.Смирновой на актуальные для каждого современного родителя темы: ранее развитие, игры, игрушки. Статья даёт повод поразмышлять о том, что такое вообще современное детство.
Публикация написана для специалистов, но полезна для ознакомления всем родителям.
Е.О. Смирнова
СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы
игрушек и игровых материалов (Москва).
В последние десятилетия кардинальным образом изменились условия жизни и взросления детей. стремительный переход к постиндустриальному,
информационному обществу, который переживаем мы все, с особой остротой коснулся современного детства. Очевидно, что технический прогресс отражается не только на средствах информации и коммуникации, но и на психологии человека. При этом чем моложе человек, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда и тем легче он впитывает и присваивает все веяния времени. Особо открытой и чувствительной группой, безусловно, являются дошкольники, поскольку они не просто растут – они формируются и развиваются в совершенно новых условиях. В данной статье мне бы хотелось рассмотреть некоторые общие тенденции развития социокультурной ситуации современного детства, зафиксировать некоторые ее противоречия и парадоксы и поразмышлять о том, как эти инновации могут отражаться на развитии детей.
Первый парадокс заключается в противоречии между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста. Высокая значимость детства выражается прежде всего в повышен-
ном внимании к детям и чрезвычайно высокой потребительской привлекательности детской и родительской аудитории. В настоящее время чрезвычайно широко разворачивается производство самых разных товаров для детей - от гигиенических средств и питания до компьютерных программ. Огромные
корпорации, концерны, синдикаты специализируются на производстве товаров для детей. Сами названия торговых фирм свидетельствуют о размахе
производства и потребления (Империя детства, Мир детства, Детский мир, Планета детства и пр.) Лозунг «Все лучшее – детям» поистине вошел в нашу
жизнь. С первых месяцев современный ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20-30 лет назад. Памперсы, радио-няни, электронные игры, компьютеры, интерактивные игрушки, детские мобильные телефоны, видеофильмы стали повседневными атрибутами жизни наших детей начиная с первых месяцев их жизни. Красочные детские книжки – и классические и современные - издаются в огромном количестве. Детские магазины переполнены самыми разными игрушками. Ассортимент товаров и услуг для детей растет быстрее, чем другие сегменты рынка.
Вместе с тем производство этих товаров, как правило, не ориентировано на возрастные особенности детей. Подавляющее большинство из них (в особенности информационных) абсолютно не соответствует возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста и полностью игнорирует специфику детства.
Прежде всего стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Самым ярким примером нарушения возрастных возможностей детей являются развивающие видеофильмы для младенцев. За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких. Среди наиболее популярных можно отметить американские варианты: Baby Einshtein, (с 2002 г.). Нижняя возрастная планка опустилась в них до рекорд-
ной отметки - фильмы маркированы отметкой 0+ - т. е. рекомендованы для развития детей с рождения. В последнее время отечественные производители
выпустили российский вариант данного продукта – серию развивающих видеофильмов для детей от 3 месяцев - «Я все могу» (2006).
Авторы утверждают, что данная продукция основана на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази», разработанной «ведущими российскими учеными, педиатрами и психологами«. Однако, нам не удалось найти ни одного автора этой прогрессивной методики. На данный момент ссылку на ведущих ученых можно рассматривать просто как рекламный ход для родителей, которые доверяют мнению «специалистов». Такое положение вещей требует содержательной психолого-педагогической экспертизы этой программы.
Программа включает 12 дисков с увлекательными и многообещающими названиями типа: «Учимся говорить», «Воображаем, думаем, соображаем» и пр. Наш анализ показал, что за 20 минут эфирного времени младенцу в возрасте 3-12 месяцев предлагается порядка 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. Даже взрослому человеку за 20 минут очень интенсивной новостной программы предлагается порядка 5-7 тем, раскрытых в 70-90 эпизодах. Такая интенсивность предлагаемого видеоряда естественно ведет к катастрофической перегрузке головного мозга. И соответственно несет не развивающий, а разрушающий характер. Отдельного медицинского анализа и обсуждения заслуживает нагрузка на зрительный анализатор ребенка, у которого только начинают формироваться многие зрительные системы.
Авторы фильма утверждают, что фильм способствует речевому развитию ребенка (несмотря на то, что в самом фильме не произносится ни звука человеческой речи), а также развитию воображения и образного мышления. Якобы фильм скомпонован так, что после просмотра ребенок начнет задавать вопросы и сам придумывать, как связаны между собой разрозненные кадры. Но авторы игнорируют тот очевидный факт, что младенцы не способны задавать вопросы! А говорить о воображении и образном мышлении ребенка в 3-4 месяца по меньшей степени необоснованно. В общем, с научной (психологической и педагогической) точки зрения такая продукция не выдерживает никакой критики и конечно же не приносит никакой пользы. Но беда даже не в том, что такие фильмы никак не способствуют развитию детей, а в том, что они деформируют сознание родителей и блокируют традиционные и действительно развивающие формы активности ребенка. Известно, что главным условием развития ребенка и ведущей деятельностью в младенческом возрасте является непосредственное, ситуативно-личностное
общение со взрослым. Младенец нуждается прежде всего во внимании близких взрослых.
Вместе с тем, данная серия легитимизирует отчуждение детей от родителей. Опросы родителей и наблюдения за ситуацией просмотра показывают, что многие родители с восторгом отзываются о данном медиа-продукте, утверждая, что «мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы». И это действительно так. Подобные фильмы сделаны с использованием так называемых «трансовых» эпизодов, которые сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия - мелькание сюжетов завораживает. «Ребенок 20 минут занят, и – хорошо» - так звучит самый распространенный аргумент в пользу
этой серии. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм, который обещает безо всяких усилий сделать
из ребенка гения, подойдет как нельзя кстати. Получив «20 минут тишины и покоя» (так звучат 80% отзывов родителей), они с радостью приобретают
следующие серии. И очень скоро безобидные 20 минут просмотра превращаются в 40, потом в 60, и т. д.... Когда-то лозунг О. Бендера «Свободу материнству от младенчества!» звучал как анекдот, но с помощью данной «развивающей» программы он стал реальностью.
На сегодняшний момент нет полномасштабных и мультидисциплинарных исследований о влиянии «развивающих» фильмов, компьютерных, телевизионных программ на маленького ребенка. Вопрос о влиянии видеоинформации на маленького ребенка остается открытым и нерешенным. Появление и массовое распространение на рынке видео-продукции, адресованной самому нежному возрасту человека - младенчеству, ставит этот вопрос особенно остро.
( Дальше )